Значение губернской реформы Екатерины 2: начало проведения

Цели и средства реформы

Губернская реформа Екатерины II преследовала несколько целей:

  • Упростите сбор налогов.
  • Создайте эффективную местную структуру управления.
  • Укрепляйте местную власть для предотвращения и подавления беспорядков и восстаний.

Для проведения реформ императрица сделала дворян правящим классом. Самодержец заинтересовал их в поддержании порядка в своих владениях, поэтому эффективность местного самоуправления должна была повыситься. Кроме того, Екатерина II забрала у казаков привилегии. Он запретил Запорожскую Сечь и ввел на ее территории государственное управление.

Екатерина II усилила влияние дворянства на местное самоуправление

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 г заключается в изменении структуры местного самоуправления в стране. У этого свойства были как положительные, так и отрицательные стороны. Если рассматривать общие изменения, то он изменился:

  • Провинции были ликвидированы, но в связи с расширением количества административных единиц государственных структур стало не меньше.
  • Дворяне получили власть в уездах (местностях). Теперь они были лично заинтересованы в развитии округов. Дворяне стали сословием, на котором базировалась власть над страной.
  • На всей территории Российской империи было введено единое государственное устройство: казачьи вожди приравнены к дворянам (1783 г.), на Украине утверждено крепостное право (1775-1783 гг).

Органы управления

Уездное дворянское собрание является исполнительной властью уездов.

Управление благочиния — функции полиции, возглавляемые начальником полиции.

Благотворительный общественный порядок — контроль за работой социальной сферы (больницы, школы, хосписы).

Губернское правительство — контроль за работой всех государственных учреждений в провинции.

Казначейская палата — сбор налогов и ведение бизнеса.

Сословная система

Как было сказано выше, изменения коснулись не только административного аппарата. Провинциальная реформа также внесла изменения в судебную систему. Он не только четко сформулировал, но и максимально усилил разделение по классу.

  • Особые дворянские суды были учреждены в каждом уезде. Они состояли из судьи и двух заседателей. Их избирала местная знать сроком на 3 года. Суды Верхнего земства играли роль апелляционных судов и состояли из двух отделов по гражданским и уголовным делам. Они были единственными во всей провинции и состояли из двух человек: президента и его заместителя, назначенных самим императором. Они могли проверять и контролировать деятельность уездных судов.
  • Магистраты стали судами низшей инстанции в городах. Их члены также избирались сроком на 3 года. Для этих судов провинциальные магистраты были апелляционными судами. В его состав входили 2 президента и 2 советника из числа местных жителей.
  • Крестьяне государства были судимы в резне нижнего уезда. Там рассматривались гражданские и уголовные дела. Их лечили назначенные властями чиновники. Апелляционные суды низшей инстанции были высшими. Дела были возбуждены только под залог, который действовал в течение одной недели.
  • Провинциальная реформа также учредила так называемые суды совести. Они также были построены по классическому принципу. В их число входили представители знати, а также горожане и крестьяне. Эти суды выполняли так называемую примирительную функцию (помогали урегулировать конфликт между истцами). Кроме того, они также несли ответственность за специальные процедуры в отношении преступлений, совершенных невменяемыми людьми или детьми. Здесь также рассматривались случаи колдовства.
  • В провинциях судебные отделы были аудиторами и апелляциями, рассматривающими как уголовные, так и гражданские дела. Они рассмотрели претензии, поступавшие к ним из высших земских судов и репрессалий, а также из губернских магистратов. Как правило, обращения сопровождались довольно существенным ограничением.
  • Сенат был высшим судебным органом.

Итак, что еще интересного в губернской реформе Екатерины II (1775 год)? Именно тогда была предпринята первая попытка отделить администрацию от суда. Но это так и не удалось. Губернаторы по-прежнему могли влиять на исполнение приговоров, например, по вопросам лишения чести или применения смертной казни. Председатели судов назначались властями, поскольку представители классов имели право избирать только заседателей. Многие дела были переданы в органы муниципальной полиции. Также работала родовая юстиция.

1775 провинциальная реформа

Предполагавшиеся реорганизации

В 1769 году специальная комиссия попыталась на провинциальном уровне разделить обязанности администраций и судов. Для этого ему пришлось бы создать четырехуровневую систему, которая включала провинциальные и провинциальные приказы, провинциальные карцеры и Сенат, который был апелляционным органом.

В городах же, напротив, хотели сохранить суды провинциальных магистратов. Кроме того, планировалась организация судов по недвижимости, отдельно для крестьян и дворян. На одном из заседаний депутаты предложили сделать разбирательство открытым и публичным. Но в то же время они поддержали создание судов по недвижимости. Именно это двойное отношение в конечном итоге предотвратило отделение судебных функций от властных. Депутаты осознали, что защитить привилегии и особый статус дворян можно только с помощью вмешательства администрации. Несмотря на это, большинство предложений, выдвинутых созданной комиссией, были реализованы, когда началась провинциальная реформа 1775 года.

Год провинциальной реформы

В чем заключалась реформа

Провинции были сокращены. Их критерием было количество жертв дани. Не учитывались исторические границы, существующие между народами, географическое деление, экономические связи.

Несколько провинций были включены в общее правительство. Генерал-губернатор был назначен Сенатом. Он обладал широкими полномочиями как представитель императрицы. Именно он подчинялся войскам, находящимся в зоне его ответственности.

Каждое сословие получило свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, буржуа, крестьян.

Местные власти четко определили границы своих полномочий.

Рис. 1. Схема трансформации
Схема трансформации

Структура сословных судов

Суды по недвижимости были разделены на 2 уровня: верхний (провинциальный) и нижний (уезд, город). Нижний решал споры на уровне уезда и города. Вышестоящая рассматривала дела вне юрисдикции нижних, споры между жителями разных уездов, служила апелляционным органом для пересмотра решений нижестоящих судов.

Земский суд слушал дворянские споры. Суд низшей инстанции состоял из капитана полиции и двух, а иногда и трех олдерменов.

В резне судили крестьян государства. Мировой судья рассматривал споры между гражданами.

Для всех судов должностные лица отбирались по классу, находящемуся под их юрисдикцией. На самом же деле это было только в Земском суде. Представители знати, имевшие большой вес, часто вмешивались в дела расправы, магистрата. Власти закрывали глаза на такие случаи.

Чтобы устранить различия между классами, необходимо было создать дополнительный орган: Суд совести. Он состоял из 6 человек — по паре на каждый объект. Он занимался только второстепенными делами.

Особо важные, опасные дела подпадали под юрисдикцию Сената, только он мог дать им курс.

Суть реформы

В ноябре 1775 года императрица подписала указ о создании губерний в России, после чего местная власть сменилась:

  • Отменив провинцию, Екатерина решила бороться с бюрократией.
  • На территории каждой провинции проживало от трехсот до четырехсот тысяч человек. Количество провинций увеличилось с двадцати до пятидесяти. В каждом округе проживало от двадцати до тридцати тысяч человек.
  • Всеми воинскими частями на территории провинции командовал губернатор.
  • Исполнительная власть провинции была разделена на финансовую, административную и судебную.
  • Создается наследственный суд.

Провинцией управляли:

  • губернатор;
  • прокурор;
  • два центуриона.

Все они были названы императором. Они подчинялись генерал-губернатору, руководившему соседними провинциями, а через него — императору.

Правительство провинции опубликовало и реализовало все законы, управляло и контролировало деятельность государственных учреждений и бюрократического аппарата.

Провинциальная реформа сформировала следующую структуру управления:

  • Генерал-губернатор получил контроль над несколькими провинциями. Он находился в прямом подчинении императора.
  • Губернатор правил определенной провинцией.
  • Город подчинялся мэру. Он был назначен Сенатом и контролировался губернатором.
  • Районные и местные власти подчинялись капитану милиции. Он подчинялся губернатору. Он был избран на трехлетний срок дворянами графства.

Городская реформа 1775 г завершила формирование основных руководящих органов Российской империи:

  • Казна вела дела и собирала всевозможные налоги.
  • Правительство провинции обеспечивало и контролировало деятельность государственных учреждений.
  • В Ордене общественной благотворительности они контролировали деятельность социальных учреждений — хосписов, школ, больниц и детских домов.
  • На деканат были возложены функции полиции. Он работал под руководством избранного начальника полиции.
  • Собрание уездных дворян сосредоточило в своих руках всю исполнительную власть уезда.

Провинциальная реформа 1775 г

Обязанности

Принципы управления полицией обсуждались на заседаниях делегированной комиссии до начала провинциальной реформы. 1771 год ознаменовался завершением проекта по созданию полицейских управлений в городах. Они должны были стать аппаратом по поддержанию общественного порядка.

В обязанности полиции входило пресечение различных противоправных действий. Например, это может быть разврат, кулачные бои, чрезмерная роскошь, быстрая езда или нарушение порядка во время богослужений и шествий. Полиция также имела право контролировать различные фестивали, наблюдать за торговлей на рынках и убирать города, реки, еду, воду и многое другое.

В обязанности полиции также входило тушение пожаров, грабителей и бродяг, тайных встреч и других нарушителей спокойствия. Он также регулировал правила торговли и содержания таверн. Кроме того, в обязанности полиции входила проверка налогов, планирование и организация всевозможных праздников.

Провинциальная реформа

Основные предпосылки

Екатерина II продолжала претворять в жизнь идеи Петра I. Политика этих государственных деятелей имела много общих черт. Императрица хотела получить максимальный контроль над жизнью своего государства. Однако это была не единственная причина перемен, начавшихся в 1775 году. Провинциальная реформа Екатерины II имела несколько предпосылок.

Предстоящие нововведения должны были снизить недовольство местных властей. Часть своих полномочий следовало передать провинциям, чтобы ограничить автократию местных чиновников. Первую административную реформу провел Петр I. Императрица не сомневалась, что пришло время еще раз пересмотреть существующую систему территориального устройства страны.

Более того, вертикаль власти также нуждалась в укреплении. Во многом это было связано с проводимой классовой политикой.

Историки считают, что вопрос о внутренних изменениях возник в основном из-за недовольства дворян крестьянами. Люди выразили серьезную озабоченность политикой эксплуатации, которая привела к восстанию Пугачева. Крестьянская война показала, что пора перемен.

Полицейские органы

Началась губернская реформа Екатерины II, которая в 1775 году предусматривала создание особого полицейского корпуса. Но проект «Устава благочиния» был завершен только через 6 лет. Он был опубликован в следующем году. Он состоял из 14 глав и 274 статей. Этот устав определял структуру органов полиции, их систему, основные аспекты их деятельности, а также перечень деяний, подлежащих наказанию.

Деканат стал полицейским органом города. Среди его сотрудников были советники военачальников, судебные приставы, занимающиеся гражданскими и уголовными делами, мэр (или главнокомандующий) и начальник полиции.

Для удобства все города были разделены на микрорайоны и части (деление происходило по количеству построек). Начальником отделения милиции в отделении был судебный пристав, а по соседству — надзиратель. Все оценки включены в «Таблицу оценок». За органы полиции отвечали провинциальные власти. Именно они решали все вопросы, связанные с увольнением или назначением должностей. Полиция в столицах контролировалась исключительно Сенатом.

Губернские учреждения Екатерины II и грамоты 1785

Провинциальные учреждения императрицы Екатерины стали эпохой в истории местного самоуправления в России.

Мы видели, что в управлении центральной Екатериной произошли определенные изменения в первые дни своего правления: она забрала свои полномочия у Сената, которыми она пользовалась при Елизавете. Сенат получил эти полномочия в наследство от кабинета Анны, но Екатерина не восстановила кабинет и не сохранила за собой совет из девяти членов, сформированный при Петре III.

Он ничего не ставил выше Сената в государственной администрации. Только в 1768 году, в связи с началом войны с турками, у него возникла идея организовать с ней совет по образцу Елизаветинской конференции. Этот совет существовал, но не имел определенной организации и не оказывал существенного влияния на руководство. На самом деле это ограничивало реформаторскую деятельность Екатерины по отношению к центральным учреждениям.

Но в 1775 г были опубликованы «Учреждения для управления провинциями». Вместо прежних 20 провинций, существовавших в 1766 году, согласно этим «провинциальным учреждениям», к 1795 году уже существовала 51 провинция. Раньше провинции делились на провинции, а провинции — на округа; теперь провинции делятся прямо на уезды. Раньше деление на области производилось случайно, поэтому выяснилось, что, например, в Московской области проживало 2 230 000 жителей, а в Архангельске — всего 438 000 человек, а при этом численность администрации была примерно одинаковой в обеих областях.

Теперь, при новом административном делении, было принято за правило, что в каждой провинции было от 300 до 400 тысяч жителей, а в уезде — от 20 до 30 тысяч.

Таким образом, основой нового деления стал статистический старт, при реализации которого было упущено из виду, что управлять теми же 300-400 тысячами душ гораздо сложнее, если они разбросаны по большим территориям. В связи с большей фрагментацией новых административных округов потребовалось больше административных центров; поэтому возникло много новых городов, созданных полностью искусственно.

После изменения региональных границ институт провинции также изменил структуру региональной администрации.

До 1775 г главным управляющим органом губерний, провинций и уездов был губернатор и воевода со своими офисами. Земский элемент, введенный в областную администрацию Петром Великим, остался только в городской власти и исчез из губернской администрации, из-за чего местная администрация стала бюрократической. Суд, отделившийся от администрации Петра, вскоре воссоединился с ней.

Таким образом, бюрократия и неразбериха отделов стали отличительными чертами местного самоуправления. При этом состав администрации был небольшим, а администрация слабой. Эта слабость ярко проявилась во время московского восстания 1771 года, которое произошло под влиянием чумы. Московские сенаторы (в Москве было два департамента Сената) и другие власти недоумевали по поводу первого движения народа. Даже 500 солдат не удалось собрать против мятежной толпы, убившей архиепископа Амвросия.

Главнокомандующий Москвы граф Салтыков горько жаловался Екатерине на недостаточность ее средств борьбы с толпой.

«Я один в городе и в Сенате, — писал он, — нет помощников, не хватает военного командования .. некому мне помочь».

Слабость администрации во время знаменитого Пугачевского восстания 1773–1774 годов была еще более заметной. Это восстание среди казаков на Урале было последней попыткой с их стороны бороться с государственным режимом.

Не страшно, само по себе казачье движение стало особенно опасным, потому что оно охватило крестьян всего Поволжья. Во время турецкой войны у правительства было мало войск, и администрация не могла ни вовремя сдержать крестьянские волнения, ни принять соответствующие меры для защиты не только общества, но и самих себя от всех несчастных случаев и опасностей.

В таких условиях Пугачев под именем Петра III занял огромные пространства от Оренбурга до Казани, и борьба с ним превратилась в упорную войну. Лишь после серии сражений Пугачев был схвачен и казнен в 1774 году. Его банды рассеялись, но волнение не утихло сразу, и Екатерина развила свои учреждения в провинции под свежим впечатлением чрезвычайного погрома.

Он стремился увеличить силу управления, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы.

В этом ее устремления напоминают устремления Петра Великого, но формы правления Екатерины были очень далеки от форм петровского времени, а их основы были немного похожи. Екатерининские учреждения, прежде всего, были намного сложнее петровских.

Екатерина II Законодатель в храме Богини Справедливости. Художник Д. Левицкий, 1783 г

В каждом провинциальном городе были созданы:

  1. Губернское правительство — главное провинциальное учреждение, возглавляемое губернатором. Он носил административный характер, был аудитором всей администрации и представлял власть правительства в провинции.
  2. Уголовная и гражданская секции являются высшими органами суда провинции.
  3. Казначейство — это орган финансового управления. Все эти учреждения имели коллегиальный характер (провинциальное правительство — только по форме, потому что вся власть принадлежала губернатору) и бюрократический персонал и несли ответственность за все блага провинции. Так в провинциальном городе были:
  4. Высший земский суд — судебное место для рассмотрения дворянских споров и для суда над дворянами.
  5. Провинциальный магистрат — судебное место для лиц, принадлежащих к городскому наследию, по жалобам и спорам против них.
  6. Высшая Резня — судебное место для единоличных придворных и государственных крестьян. Эти суды были коллегиальными по своему характеру и состояли из президентов — коронованных судей и олдерменов, — избранных из вотчины, в которой работало учреждение. Таким образом, с точки зрения деятельности и состава эти учреждения основывались на наследии, но действовали под руководством официальных лиц короны. Наконец, в провинциальном городе действовали:
  7. суд совести — для мирного разрешения споров и вынесения приговора больным правонарушителям и непреднамеренным преступлениям и 8) общественный порядок благотворительности — для организации школ, хосписов, приютов и т.д.

Чиновники короны председательствовали в обоих этих местах, заседали представители всех сословий, и люди из всех сословий находились под контролем. Так что, несмотря на то, что они не были первоклассными, эти учреждения даже не были бюрократическими.

В каждом уездном городе действовали:

  1. Нижний земский суд — ведавший уездной полицией и администрацией в составе полицейского (капитана милиции) и советников; и он, и другие были избраны дворянством округа. Начальник полиции считался главой района и являлся исполнительным органом областной администрации.
  2. Уездный суд — для дворян, подчиненный Высшему Земскому суду.
  3. Городской магистрат — судебная резиденция граждан, подчиненная провинциальному магистрату (городская полиция была возложена на чиновника короны — мэра).
  4. Низкое наказание: Государственный крестьянский суд, подчиненный высшему наказанию. Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и местами находились в собственности (лицам собственности, в ведении которых находились дела); только президент нижнего приговора назначается правительством.

Помимо перечисленных учреждений следует отметить еще два: для ухода за вдовами и детьми знати была создана Дворянская гвардия (в каждом дворе Верхнего земства), а для благотворительности вдов и сирот граждан — суд сирот (от каждого городского магистрата).

И в том, и в другом учреждении члены были представителями наследия. Дворянство возглавлял глава дворянства (они начали существовать со времен Екатерининской комиссии), а при дворе сирот — городской голова.

Это была система местных институтов Екатерины II.

Мы видим, что вместо довольно простых форм предыдущего времени теперь в каждой провинции широко распространена целая сеть учреждений с большим штатом, и эта большая администрация сосредоточена в более мелких административных округах. При обилии новых институтов отметим, что они стараются не отставать от моды XVIII века принципа разделения ведомств и полномочий: администрация в них отделена от суда, суд от финансового менеджмента.

Местные общества, основанные на родовом принципе, получили широкое участие в делах местного самоуправления: дворянство, граждане и даже люди низших классов заполнили большинство новых институтов своими представителями. Местная администрация приняла форму земского самоуправления, которое, однако, действовало в деликатной зависимости и под контролем нескольких государственных чиновников и бюрократических органов. Екатерина думала, что добилась своих целей: усилила состав управления, правильно распределила отделы между руководящими органами и дала широкое участие земству в новых учреждениях.

Местное самоуправление выходило очень планомерно и либерально. В какой-то степени он также столкнулся с абстрактными теориями Екатерины, потому что он отражал либеральные учения европейских публицистов, и пожелания государств, потому что он имел неоспоримую связь с пожеланиями депутата.

Однако, будучи очень систематизированными сами по себе, местные учреждения 1775 года не интегрировали в систему все государственное управление. Они не касались форм центрального правительства, но оказывали на него косвенное влияние.

Центр тяжести всей администрации был перенесен в регион, а в центре остались только ответственность руководства и общего надзора. Катерина знала об этом. Но изначально это ничего не касалось в центральной администрации, а тем временем изменения в ней были необходимы, потому что именно на петербургские вузы Петр возложил основную ношу управления.

Вскоре произошли изменения: из-за отсутствия работы школы-интернаты начали постепенно разрушать. За установлением гармоничной системы в местном самоуправлении последовал крах предыдущей системы в центральном правительстве. Он начал призывать к реформе и, пережив окончательное разочарование при императоре Павле, получил ее уже при императоре Александре I (когда были созданы министерства).

Это были основные меры Екатерины по отношению к менеджменту.

Новые институты, привлекая силы местных сообществ, вносили что-то новое в жизнь и отношения слоев. Легко видеть, что, за исключением двух институтов (суда совести и порядка общественной благотворительности), все остальные были органами класса. Самоуправление приобрело сугубо земельный характер: для горожан это было не в новинку, а для знати — огромная новинка.

Проведение

В «Учреждении для управления провинциями», изданном в 1775 году и действовавшем на 21 год, был определен новый порядок управления провинциями. Реформа началась в Тверской губернии и закончилась в 1796 году образованием Виленской губернии.

В 1782 году реформа была распространена на Малороссию, где незадолго до этого Екатерина II отменила этманат.

Административные изменения

Сформировалась четкая вертикаль власти. Высшим органом власти был генерал-губернатор во главе с генерал-губернатором. Ему подчинялись наместники, управлявшие провинциями, которые делились на уезды.

В каждой провинции проживало 350-400 тысяч данских душ, и каждая провинция была разделена на 10-12 уездов.

В уезде проживало 20-30 тысяч душ, центром служил город. Так как городов было намного меньше, ряд деревень получили этот статус. Многие из них даже по прошествии десятилетий остались сельскими поселениями, имея лишь формальный статус городских.

Последнее также стало предметом шуток много позже. Например, подобным селом, формально считавшимся городом, был Миргород, над которым Н. В. Гоголь высмеивал в своих произведениях.

Рис. 2. Заседание комиссии заложено в 1767 г
Заседание комиссии, учрежденной 366 в 1767 г

Для улучшения управления на провинциальном уровне появился ряд новых институтов и должностей.

Новые должности и учреждения:

  • Губернатор. Главный человек города. Он отвечал за поддержание общественного порядка, надзор за полицией, надзор за другими учреждениями. Избран местными дворянами.
  • Присвоение города административной единице. Отныне уездный центр стал самостоятельной единицей. Крупные поселения делились на части, которые делились на кварталы. Окружные надзиратели, подчинявшиеся частным судебным приставам, следили за порядком в каждом районе.
  • Капитан полиции. Главный человек уезда, избранный дворянством. Он возглавлял уездную полицию и был председателем земского суда.
  • Казначейская палата. Департамент Министерства финансов. Она отвечала за сбор уездных налогов, распределение и контроль финансовых ресурсов. Он контролировал результаты хозяйственных подвигов губернатора города.
  • Общественный благотворительный заказ. Впервые появилось образование, контролирующее школы, благотворительные учреждения: приюты, больницы.

Рис. 3. Визит Екатерины II в Казань
Визит Екатерины II в Казань

Кратко о сути и содержании губернской реформы Петра I Великого

I Этап


Разделение после провинциальной реформы 1708 г

29 декабря 1708 года Петр I издал указ «Об учреждении губерний и росписи городов для них», согласно которому были образованы 8 губерний (областей), позже образовались Нижегородская, Рижская и Астраханская губернии, и Смоленск был ликвидирован с добавлением земель к Московской и Рижской губерниям. Некоторые области были прибрежными с внутренними границами — это было сделано для того, чтобы сбор налогов с этих территорий поддерживал флот, а новобранцы, поступившие на службу, могли быть быстро переведены на войну.

  1. Москва — 39 округов;
  2. Ингерманландия (впоследствии Санкт-Петербург) — 29 уездов;
  3. Киевская — 56 уездов;
  4. Смоленск (упразднен в 1713 г., восстановлен в 1726 г.) — 17 уездов ;
  5. Архангельская — 20 уездов ;
  6. Казанская — 71 район ;
  7. Азов — 77 уездов;
  8. Сибирский — 30 городов;
  9. Нижегородская (с 1714 г.) — 7 городов;
  10. Рига (с 1713 г.) — 9 городов;
  11. Астрахань (с 1717 г.) — 10 городов.

II Этап


Руководители административного уровня после провинциальной реформы

Великая Северная война подходила к концу, реформу можно было продолжить, и училища, созданные Петром I, были вынуждены опираться на региональные власти.

7 декабря 1718 г. Петр I утвердил решение сената о дальнейшем преобразовании губерний. С июля 1719 г были введены новые правила в Санкт-Петербургской губернии, а с 1720 г. — в остальной части. Согласно новому институту в Санкт-Петербургской губернии образовалось 14 губерний. Каждая провинция была разделена на 5 округов (уездов), в которых проживало 1500-2000 семей.

Система управления

Была предпринята попытка ввести в действие губернское управление основ избирательного управления. При губернаторе местная знать избирала совет «ландратов» (8-12 советников). Однако вместо того, чтобы быть избранными, ландраты назначались дворянством сенатом или губернатором. Поэтому через пять лет ландрэтов ликвидировали.

Губернаторы назначались царскими указами только из дворян, близких к Петру I, а сами выбирали помощников для управления ветвями власти:

  • главнокомандующий — военное управление;
  • главный комиссар и главный продовольственный — губернские и другие налоги;
  • ландрихтер — провинциальная юстиция, финансовая оценка и следственные дела;
  • главный инспектор по сбору городских и уездных налогов.


Провинциальные административные органы интегрированы в общую систему

Провинциальные губернаторы занимались поиском сбежавших крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с государственных заводов, а также выполнением полицейских и судебных функций. Губернаторы и администрации провинций назначались сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. В четырех училищах (Камерское, Штац-конторское, Юстицкое и Вотчинное) были свои камергеры (фискальный контроль), командиры и полевые казначеи.

Главой губернии обычно был воевода, земские комиссары отвечали за финансовое и полицейское управление в округе.

В крупных городах провинции была отдельная городская администрация: магистраты.

В свою очередь губернии делились на уезды, управляемые земскими комиссарами. Таким образом, региональная реформа разделила местные автономии на три кольца: провинции, провинции и округа.


Общая схема управления

После завершения реформ центрального и церковного правительства, а также городской реформы возникла большая структура административных органов, некоторые из которых дублировали функции друг друга, но в целом были более мобильными с точки зрения решения возникающих проблем. Вы можете получить схематическое изображение органов власти и управления в таблице сбоку.

Разделение

Вся империя была разделена на провинции, а затем на округа. Этот процесс происходил только на административной основе, без учета экономических, географических и национальных факторов. Провинциальная реформа Екатерины II преследовала одну цель: приспособить новый административный аппарат к полицейским и фискальным обязанностям.

Губернская реформа Екатерины II

Подразделение происходило по количественному критерию, то есть по количеству человек. Так, на территории каждой провинции должно было проживать около 400 тысяч человек, а в уезде — 30 тысяч. После некоторых преобразований, произошедших с 1728 по 1760 год, старые органы управления были упразднены. Кроме того, провинциальная реформа упразднила территориальные единицы, такие как провинции.

Наместничество

Новая реформа предоставила губернатору неограниченные полномочия, которые могла ограничить только императрица через своих губернаторов (генерал-губернаторов). Генерал-губернаторы осуществляли контроль над государственными учреждениями. В их подчинении была провинциальная армия. Традиционно они контролировали две-три провинции. Генерал-губернаторы могли назначаться только императором, в подчинении которого они находились.

Судебная часть реформы

Самая сложная — судебная реформа Екатерины II. Разделение судов по классам должно было сократить количество нарушений, но привело к созданию избыточной судебной системы. Но, если судить беспристрастно, количество судебных злоупотреблений сократилось.

Судебная власть была разделена на 3 штата, каждое из которых имело первую и вторую степень.

Высшим органом власти был Сенат. Он занимался особо важными делами, судил государственных преступников. Сенат состоял из уголовной и гражданской секций. Суды низшей инстанции также разделили дела на гражданские и уголовные.

Цели екатерининских преобразований

Основным документом, определившим проведение следующей реформы в России, был документ под названием «Учреждения управления губерниями Всероссийской империи». Надо сказать, что накануне преобразований, инициированных Екатериной II, территория страны, по сравнению с петровскими временами, уже имела большее количество административных территорий. Это было связано с тем, что к империи постоянно присоединялись новые земли.

Губернская реформа Екатерины 2 года

Проведенная Екатериной II губернская реформа в России должна была преобразовать 23 губернии, 66 губерний и около 180 уездов. Его целью было увеличение количества крупных административных центров. В результате их количество увеличилось почти вдвое.

Оцените статью
Блог о Екатерине II
Adblock
detector