Разделение страны на губернии в 1775 году: реформа Екатерины 2

Цели и средства реформы

Провинциальная реформа 1775 г преследовала следующие цели:

  • Укрепляйте местные органы власти для борьбы с беспорядками и восстаниями.
  • Построение эффективной вертикали власти для местного самоуправления.
  • Упростите процесс сбора налогов.

Цели губернской реформы 1775 г

Для решения этих задач Екатерина II выделила дворянство как господствующий класс. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, поэтому им приходилось управлять собой на земле более эффективно, особенно с точки зрения поддержания порядка. Важным изменением в этом отношении является лишение казаков некоторых их привилегий. Таким образом, в 1775 году на Дону были запрещены «Запорожская Сечь» и казачье управление. На этих землях была введена администрация, сопоставимая с управлением всей страной.

Губернские учреждения Екатерины II и грамоты 1785

Провинциальные учреждения императрицы Екатерины стали эпохой в истории местного самоуправления в России.

Мы видели, что в управлении центральной Екатериной произошли определенные изменения в первые дни своего правления: она забрала свои полномочия у Сената, которыми она пользовалась при Елизавете. Сенат получил эти полномочия в наследство от кабинета Анны, но Екатерина не восстановила кабинет и не сохранила за собой совет из девяти членов, сформированный при Петре III.

Он ничего не ставил выше Сената в государственной администрации. Только в 1768 году, в связи с началом войны с турками, у него возникла идея организовать с ней совет по образцу Елизаветинской конференции. Этот совет существовал, но не имел определенной организации и не оказывал существенного влияния на руководство. На самом деле это ограничивало реформаторскую деятельность Екатерины по отношению к центральным учреждениям.

Но в 1775 г были опубликованы «Учреждения для управления провинциями». Вместо прежних 20 провинций, существовавших в 1766 году, согласно этим «провинциальным учреждениям», к 1795 году уже существовала 51 провинция. Раньше провинции делились на провинции, а провинции — на округа; теперь провинции делятся прямо на уезды. Раньше деление на области производилось случайно, поэтому выяснилось, что, например, в Московской области проживало 2 230 000 жителей, а в Архангельске — всего 438 000 человек, а при этом численность администрации была примерно одинаковой в обеих областях.

Теперь, при новом административном делении, было принято за правило, что в каждой провинции было от 300 до 400 тысяч жителей, а в уезде — от 20 до 30 тысяч.

Таким образом, основой нового деления стал статистический старт, при реализации которого было упущено из виду, что управлять теми же 300-400 тысячами душ гораздо сложнее, если они разбросаны по большим территориям. В связи с большей фрагментацией новых административных округов потребовалось больше административных центров; поэтому возникло много новых городов, созданных полностью искусственно.

После изменения региональных границ институт провинции также изменил структуру региональной администрации.

До 1775 г главным управляющим органом губерний, провинций и уездов был губернатор и воевода со своими офисами. Земский элемент, введенный в областную администрацию Петром Великим, остался только в городской власти и исчез из губернской администрации, из-за чего местная администрация стала бюрократической. Суд, отделившийся от администрации Петра, вскоре воссоединился с ней.

Таким образом, бюрократия и неразбериха отделов стали отличительными чертами местного самоуправления. При этом состав администрации был небольшим, а администрация слабой. Эта слабость ярко проявилась во время московского восстания 1771 года, которое произошло под влиянием чумы. Московские сенаторы (в Москве было два департамента Сената) и другие власти недоумевали по поводу первого движения народа. Даже 500 солдат не удалось собрать против мятежной толпы, убившей архиепископа Амвросия.

Главнокомандующий Москвы граф Салтыков горько жаловался Екатерине на недостаточность ее средств борьбы с толпой.

«Я один в городе и в Сенате, — писал он, — нет помощников, не хватает военного командования .. некому мне помочь».

Слабость администрации во время знаменитого Пугачевского восстания 1773–1774 годов была еще более заметной. Это восстание среди казаков на Урале было последней попыткой с их стороны бороться с государственным режимом.

Не страшно, само по себе казачье движение стало особенно опасным, потому что оно охватило крестьян всего Поволжья. Во время турецкой войны у правительства было мало войск, и администрация не могла ни вовремя сдержать крестьянские волнения, ни принять соответствующие меры для защиты не только общества, но и самих себя от всех несчастных случаев и опасностей.

В таких условиях Пугачев под именем Петра III занял огромные пространства от Оренбурга до Казани, и борьба с ним превратилась в упорную войну. Лишь после серии сражений Пугачев был схвачен и казнен в 1774 году. Его банды рассеялись, но волнение не утихло сразу, и Екатерина развила свои учреждения в провинции под свежим впечатлением чрезвычайного погрома.

Он стремился увеличить силу управления, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы.

В этом ее устремления напоминают устремления Петра Великого, но формы правления Екатерины были очень далеки от форм петровского времени, а их основы были немного похожи. Екатерининские учреждения, прежде всего, были намного сложнее петровских.

Екатерина II Законодатель в храме Богини Справедливости. Художник Д. Левицкий, 1783 г

В каждом провинциальном городе были созданы:

  1. Губернское правительство — главное провинциальное учреждение, возглавляемое губернатором. Он носил административный характер, был аудитором всей администрации и представлял власть правительства в провинции.
  2. Уголовная и гражданская секции являются высшими органами суда провинции.
  3. Казначейство — это орган финансового управления. Все эти учреждения имели коллегиальный характер (провинциальное правительство — только по форме, потому что вся власть принадлежала губернатору) и бюрократический персонал и несли ответственность за все блага провинции. Так в провинциальном городе были:
  4. Высший земский суд — судебное место для рассмотрения дворянских споров и для суда над дворянами.
  5. Провинциальный магистрат — судебное место для лиц, принадлежащих к городскому наследию, по жалобам и спорам против них.
  6. Высшая Резня — судебное место для единоличных придворных и государственных крестьян. Эти суды были коллегиальными по своему характеру и состояли из президентов — коронованных судей и олдерменов, — избранных из вотчины, в которой работало учреждение. Таким образом, с точки зрения деятельности и состава эти учреждения основывались на наследии, но действовали под руководством официальных лиц короны. Наконец, в провинциальном городе действовали:
  7. суд совести — для мирного разрешения споров и вынесения приговора больным правонарушителям и непреднамеренным преступлениям и 8) общественный порядок благотворительности — для организации школ, хосписов, приютов и т.д.

Чиновники короны председательствовали в обоих этих местах, заседали представители всех сословий, и люди из всех сословий находились под контролем. Так что, несмотря на то, что они не были первоклассными, эти учреждения даже не были бюрократическими.

В каждом уездном городе действовали:

  1. Нижний земский суд — ведавший уездной полицией и администрацией в составе полицейского (капитана милиции) и советников; и он, и другие были избраны дворянством округа. Начальник полиции считался главой района и являлся исполнительным органом областной администрации.
  2. Уездный суд — для дворян, подчиненный Высшему Земскому суду.
  3. Городской магистрат — судебная резиденция граждан, подчиненная провинциальному магистрату (городская полиция была возложена на чиновника короны — мэра).
  4. Низкое наказание: Государственный крестьянский суд, подчиненный высшему наказанию. Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и местами находились в собственности (лицам собственности, в ведении которых находились дела); только президент нижнего приговора назначается правительством.

Помимо перечисленных учреждений следует отметить еще два: для ухода за вдовами и детьми знати была создана Дворянская гвардия (в каждом дворе Верхнего земства), а для благотворительности вдов и сирот граждан — суд сирот (от каждого городского магистрата).

И в том, и в другом учреждении члены были представителями наследия. Дворянство возглавлял глава дворянства (они начали существовать со времен Екатерининской комиссии), а при дворе сирот — городской голова.

Это была система местных институтов Екатерины II.

Мы видим, что вместо довольно простых форм предыдущего времени теперь в каждой провинции широко распространена целая сеть учреждений с большим штатом, и эта большая администрация сосредоточена в более мелких административных округах. При обилии новых институтов отметим, что они стараются не отставать от моды XVIII века принципа разделения ведомств и полномочий: администрация в них отделена от суда, суд от финансового менеджмента.

Местные общества, основанные на родовом принципе, получили широкое участие в делах местного самоуправления: дворянство, граждане и даже люди низших классов заполнили большинство новых институтов своими представителями. Местная администрация приняла форму земского самоуправления, которое, однако, действовало в деликатной зависимости и под контролем нескольких государственных чиновников и бюрократических органов. Екатерина думала, что добилась своих целей: усилила состав управления, правильно распределила отделы между руководящими органами и дала широкое участие земству в новых учреждениях.

Местное самоуправление выходило очень планомерно и либерально. В какой-то степени он также столкнулся с абстрактными теориями Екатерины, потому что он отражал либеральные учения европейских публицистов, и пожелания государств, потому что он имел неоспоримую связь с пожеланиями депутата.

Самоуправление обсуждалось на комиссии 1767-1768 гг.

Однако, будучи очень систематизированными сами по себе, местные учреждения 1775 года не интегрировали в систему все государственное управление. Они не касались форм центрального правительства, но оказывали на него косвенное влияние.

Центр тяжести всей администрации был перенесен в регион, а в центре остались только ответственность руководства и общего надзора. Катерина знала об этом. Но изначально это ничего не касалось в центральной администрации, а тем временем изменения в ней были необходимы, потому что именно на петербургские вузы Петр возложил основную ношу управления.

Вскоре произошли изменения: из-за отсутствия работы школы-интернаты начали постепенно разрушать. За установлением гармоничной системы в местном самоуправлении последовал крах предыдущей системы в центральном правительстве. Он начал призывать к реформе и, пережив окончательное разочарование при императоре Павле, получил ее уже при императоре Александре I (когда были созданы министерства).

Это были основные меры Екатерины по отношению к менеджменту.

Новые институты, привлекая силы местных сообществ, вносили что-то новое в жизнь и отношения слоев. Легко видеть, что, за исключением двух институтов (суда совести и порядка общественной благотворительности), все остальные были органами класса. Самоуправление приобрело сугубо земельный характер: для горожан это было не в новинку, а для знати — огромная новинка.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина II приняла указ «Об учреждении управления губерниями Всероссийской империи». Так началась смена местного самоуправления. Суть провинциальной реформы (изменений в системе местного самоуправления) Екатерины II можно резюмировать следующим образом:

  • Губерния — Провинция — уезд изменилась на губернию — уезд. Поэтому было удалено 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • В каждой провинции было 300-400 тысяч человек. Вместо 20 получилось 50 провинций. Численность округов составляла 20-30 тысяч человек.
  • Подчинение губернатору всех воинских частей провинции.
  • Вся провинциальная власть была разделена по исполнительным функциям: судебная, административная и финансовая.
  • Изменилась судебная система, она стала классной. Названия органов очень хорошо раскрывают суть судебной системы. Для дворян — двор. Для граждан — мировой судья. Для крестьян — возмездие.

Реформа была создана провинциальным правительством в составе: губернатора (1 человек), прокурора (1 человек) и центуриона (2 человека). Все были названы лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, руководившему несколькими соседними провинциями, и через него непосредственно императору (рица). Функции правительства провинции:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом структура управления после реформы была следующей.

Система провинциального управления для реформы 1775 г

Таблица: Государственное устройство губерний по губернской реформе 1775 г. Екатерины IIФункции руководителя административных подразделений

Генеральное правительство Генерал-губернатор Он контролировал несколько провинций. Он лично подчинялся королю.
Провинция Губернатор Он получил всю власть в определенной провинции.
Небольшой городок Губернатор Он правил городом. Представлено губернатору. Назначается Сенатом.
Округ Капитан полиции Он управлял округом и его властями. Представлено губернатору. Избирается уездной знатью сроком на 3 года.

Основные руководящие органы России по реформе:

  • Казначейская палата. Она отвечала за сбор всех видов налогов и управление бизнесом.
  • Провинциальное правительство. Это исполнительный орган власти в области, который обеспечивал и контролировал работу всех государственных учреждений.
  • Общественный благотворительный заказ. Он курировал работу социальных структур. В основном ему подчинялись детские дома, больницы, школы, хосписы.
  • Офис деканата. Выполнял полицейские обязанности. Во главе был избран начальник полиции.
  • Губернское дворянское собрание. Исполнительная власть в уезде.

Губернская реформа Екатерины 2 ноября 1775 г

В чем заключалась реформа

Провинции были сокращены. Их критерием было количество жертв дани. Не учитывались исторические границы, существующие между народами, географическое деление, экономические связи.

Несколько провинций были включены в общее правительство. Генерал-губернатор был назначен Сенатом. Он обладал широкими полномочиями как представитель императрицы. Именно он подчинялся войскам, находящимся в зоне его ответственности.

Каждое сословие получило свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, буржуа, крестьян.

Местные власти четко определили границы своих полномочий.

Рис. 1. Схема трансформации
Схема трансформации

Задуманная, но не осуществленная часть губернской реформы

Как видно из ряда архивных документов, первоначальный план Екатерины II несколько отличался от того, что ей удалось осуществить. Так, в 1769 г члены комиссии, разработавшей ее основные положения, попытались вывести суды из подчинения провинциальных властей. Однако трудности, связанные с необходимостью создания громоздкой многоэтапной структуры в этом деле, закончившемся Сенатом в качестве апелляционной инстанции, вынудили отказаться от своих планов.

Сенат высшего судебного органа

Более того, изначально суть провинциальной реформы заключалась в создании так называемых судов по недвижимости, создаваемых отдельно для знати и для всех тех, кто принадлежал к низшим социальным слоям общества. Но в процессе обсуждения среди членов рабочей комиссии были сторонники всеобщего открытого и публичного судопроизводства.

В результате непреодолимые противоречия между их требованиями не позволили вывести суды из-под контроля местных органов власти. Причина заключалась в том, что дворянам требовалось вмешательство администрации для защиты своих интересов в суде, и члены рабочего комитета это хорошо знали. Однако большинство разработанных ими положений о реформе провинций были реализованы и служили для консолидации централизованной власти и стабильности государства в целом. В частности, это коснулось судебных разбирательств.

Структура уездной власти

Реформа, предпринятая императрицей Екатериной II, повлияла и на административную сторону жизни уездов, для управления которыми местные дворянские собрания должны были избрать земских полицейских, к которым были приставлены два советника. Кроме того, в каждом уезде создавались земские суды — коллегиальные органы управления.

Заседание Комиссии по развитию реформы

В их обязанности, помимо общего надзора за порядком в районе, входило наблюдение за деятельностью полиции. Им также было поручено принять меры по обеспечению выполнения решений вышестоящих властей. Провинциальная реформа 1775 г также предусматривала учреждение должности мэра во главе административной и полицейской власти уездных столиц.

Наместничество

Поскольку с новой реформой губернатор получил практически неограниченные полномочия, у Екатерины II была система ограничений — губернаторство. Генерал-губернатор назывался губернатором, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, контролировал провинциальную армию. Обычно генерал контролировал 2-3 провинции. Он был лично назначен императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, не имеющей реальной силы, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 г было создано всего 2 генеральных (управляемых) губернии: Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент удался. С 1777 г стали появляться новые губернии, а в 1779 г самыми крупными были: Владимирское, Псковское, Могилевское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Предполагавшаяся численность губернских и уездных жителей

Однако формирование провинций и уездов (провинции были отменены этой реформой) должно было осуществляться без учета географических, экономических, национальных или других особенностей. В основе лежал только чисто административный принцип, предполагавший максимальную адаптацию бюрократического аппарата к выполнению полицейских и фискальных функций.

Императрица Екатерина II среди подданных

При формировании административных единиц учитывалась только численность населения, проживающего на данной территории. Так, по принятым нормам, в каждой провинции должно было быть 400 тысяч жителей, а в уезде — около 30 тысяч. Кроме того, предусматривалась реформа бывших органов местного самоуправления, крайне ослабленная мерами, осуществленными в период правления Петра II (1728 г.), а также императрицы Елизаветы Петровны (1760 г).

Органы управления

Уездное дворянское собрание является исполнительной властью уездов.

Управление благочиния — функции полиции, возглавляемые начальником полиции.

Благотворительный общественный порядок — контроль за работой социальной сферы (больницы, школы, хосписы).

Губернское правительство — контроль за работой всех государственных учреждений в провинции.

Казначейская палата — сбор налогов и ведение бизнеса.

Сословная система

Как было сказано выше, изменения коснулись не только административного аппарата. Провинциальная реформа также внесла изменения в судебную систему. Он не только четко сформулировал, но и максимально усилил разделение по классу.

  • Особые дворянские суды были учреждены в каждом уезде. Они состояли из судьи и двух заседателей. Их избирала местная знать сроком на 3 года. Суды Верхнего земства играли роль апелляционных судов и состояли из двух отделов по гражданским и уголовным делам. Они были единственными во всей провинции и состояли из двух человек: президента и его заместителя, назначенных самим императором. Они могли проверять и контролировать деятельность уездных судов.
  • Магистраты стали судами низшей инстанции в городах. Их члены также избирались сроком на 3 года. Для этих судов провинциальные магистраты были апелляционными судами. В его состав входили 2 президента и 2 советника из числа местных жителей.
  • Крестьяне государства были судимы в резне нижнего уезда. Там рассматривались гражданские и уголовные дела. Их лечили назначенные властями чиновники. Апелляционные суды низшей инстанции были высшими. Дела были возбуждены только под залог, который действовал в течение одной недели.
  • Провинциальная реформа также учредила так называемые суды совести. Они также были построены по классическому принципу. В их число входили представители знати, а также горожане и крестьяне. Эти суды выполняли так называемую примирительную функцию (помогали урегулировать конфликт между истцами). Кроме того, они также несли ответственность за специальные процедуры в отношении преступлений, совершенных невменяемыми людьми или детьми. Здесь также рассматривались случаи колдовства.
  • В провинциях судебные отделы были аудиторами и апелляциями, рассматривающими как уголовные, так и гражданские дела. Они рассмотрели претензии, поступавшие к ним из высших земских судов и репрессалий, а также из губернских магистратов. Как правило, обращения сопровождались довольно существенным ограничением.
  • Сенат был высшим судебным органом.

Итак, что еще интересного в губернской реформе Екатерины II (1775 год)? Именно тогда была предпринята первая попытка отделить администрацию от суда. Но это так и не удалось. Губернаторы по-прежнему могли влиять на исполнение приговоров, например, по вопросам лишения чести или применения смертной казни. Председатели судов назначались властями, поскольку представители классов имели право избирать только заседателей. Многие дела были переданы в органы муниципальной полиции. Также работала родовая юстиция.

1775 провинциальная реформа

Административные преобразования

После реформы генерал-губернатор стал самой крупной административной единицей. Его возглавил генерал-губернатор, назначенный сенатом. Эта должность была наделена множеством полномочий. Генерал-губернатор был признан генерал-губернатором Екатерины II. Все войска, дислоцированные на вверенной территории, перешли под его контроль. Кроме того, он возглавлял всех губернаторов, управляя административными единицами, входившими в состав генеральных губернаторств. Население каждой крупной административной единицы составляло 350-400 тысяч человек.

В состав провинции входило несколько уездов. Именно эта территориальная единица была минимальной. На территории уезда проживало около 20-30 тысяч человек. В центре этой единицы был город. Поскольку на территории России было сравнительно немного крупных поселений, некоторым деревням часто давали статус центров.

После изменений, внесенных императрицей, в России появились новые должности и организации:

  • Губернатор. Он правил жизнью города. Он был избран дворянством и контролировал все учреждения своего поселения.
  • Капитан полиции. Он был главой графства и избирался местной знатью. Он председательствовал в земском суде, ему подчинялась и вся уездная полиция.
  • Казначейская палата. Он представлял интересы Министерства финансов в каждой административной единице. Помимо участия в процессе распределения средств и сбора налогов, он курировал работу главы города.
  • Общественный благотворительный заказ. Организации подчинялись социальным учреждениям города, таким как больницы и школы.

Город был признан самостоятельной административно-территориальной единицей. Все крупные поселения делились на сегменты, как и более мелкая единица — кварталы. В каждом из них порядок поддерживался за счет руководителей района, подчинявшихся частным судебным приставам.

Предполагавшиеся реорганизации

В 1769 году специальная комиссия попыталась на провинциальном уровне разделить обязанности администраций и судов. Для этого ему пришлось бы создать четырехуровневую систему, которая включала провинциальные и провинциальные приказы, провинциальные карцеры и Сенат, который был апелляционным органом.

В городах же, напротив, хотели сохранить суды провинциальных магистратов. Кроме того, планировалась организация судов по недвижимости, отдельно для крестьян и дворян. На одном из заседаний депутаты предложили сделать разбирательство открытым и публичным. Но в то же время они поддержали создание судов по недвижимости. Именно это двойное отношение в конечном итоге предотвратило отделение судебных функций от властных. Депутаты осознали, что защитить привилегии и особый статус дворян можно только с помощью вмешательства администрации. Несмотря на это, большинство предложений, выдвинутых созданной комиссией, были реализованы, когда началась провинциальная реформа 1775 года.

Год провинциальной реформы

Деление территории государства по статистическому принципу

Губернская реформа, начатая Петром I, проводилась в несколько этапов и длилась долго. Затем, через три года после его основания, к вышеупомянутым губерниям добавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская.Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в тот же порядок организации местного самоуправления. В частности, провинции были разделены на более мелкие административные единицы — провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть по количеству семей.

Император Петр 1

Пытаясь еще больше упростить механизм государственного управления, Петр I в 1719 году разделил губернии на уезды, общее количество которых в стране достигло двух с половиной сотен. Он назначил местных губернаторов управлять ими. В то время этот комплекс мер казался новаторским, и не все члены общества были встречены с одобрением, но никто не осмелился противоречить правителю.

Обязанности

Принципы управления полицией обсуждались на заседаниях делегированной комиссии до начала провинциальной реформы. 1771 год ознаменовался завершением проекта по созданию полицейских управлений в городах. Они должны были стать аппаратом по поддержанию общественного порядка.

В обязанности полиции входило пресечение различных противоправных действий. Например, это может быть разврат, кулачные бои, чрезмерная роскошь, быстрая езда или нарушение порядка во время богослужений и шествий. Полиция также имела право контролировать различные фестивали, наблюдать за торговлей на рынках и убирать города, реки, еду, воду и многое другое.

В обязанности полиции также входило тушение пожаров, грабителей и бродяг, тайных встреч и других нарушителей спокойствия. Он также регулировал правила торговли и содержания таверн. Кроме того, в обязанности полиции входила проверка налогов, планирование и организация всевозможных праздников.

Провинциальная реформа

Структура сословных судов

Суды по недвижимости были разделены на 2 уровня: верхний (провинциальный) и нижний (уезд, город). Нижний решал споры на уровне уезда и города. Вышестоящая рассматривала дела вне юрисдикции нижних, споры между жителями разных уездов, служила апелляционным органом для пересмотра решений нижестоящих судов.

Земский суд слушал дворянские споры. Суд низшей инстанции состоял из капитана полиции и двух, а иногда и трех олдерменов.

В резне судили крестьян государства. Мировой судья рассматривал споры между гражданами.

Для всех судов должностные лица отбирались по классу, находящемуся под их юрисдикцией. На самом же деле это было только в Земском суде. Представители знати, имевшие большой вес, часто вмешивались в дела расправы, магистрата. Власти закрывали глаза на такие случаи.

Чтобы устранить различия между классами, необходимо было создать дополнительный орган: Суд совести. Он состоял из 6 человек — по паре на каждый объект. Он занимался только второстепенными делами.

Особо важные, опасные дела подпадали под юрисдикцию Сената, только он мог дать им курс.

Основная задача екатерининской реформы

Возвращаясь к губернской реформе 1775 года, отметим, что Екатерине II пришлось проводить ее на гораздо большей территории, чем когда-то у Петра I, так как в последние десятилетия границы России значительно расширились с присоединением к ней новых земель. В результате инициированные ею административные реформы затронут 23 провинции, разделенные на 66 провинций, которые, в свою очередь, включают 180 округов. Суть провинциальной реформы, начатой ​​в 1775 г., заключалась в повышении эффективности государственного управления за счет увеличения числа административных центров. Заглядывая в будущее, отметим, что после реформы их количество увеличилось почти вдвое.

В основе событий лежал документ, разработанный в личном кабинете императрицы и названный «Учреждения по управлению губерниями Всероссийской империи». Они предусматривали дальнейшее разделение государства на отдельные административные единицы, которые управлялись согласно общей вертикали власти.

Кто такие генерал-губернаторы?

Помимо всех вышеперечисленных властных структур, указом Екатерины II была введена должность генерал-губернатора. Оккупировавшие его чиновники контролировали крупные регионы, в которые входило одновременно несколько провинций. В отсутствие императора на подконтрольной им территории они получили самые широкие полномочия, вплоть до введения чрезвычайного положения. Кроме того, во всех необходимых случаях они имели право связаться с ним напрямую для получения дальнейших инструкций.

Управление губерниями

По правилам, установленным провинциальной реформой Екатерины II, крупнейшими административными единицами управляли наместники, которые назначались и снимались с должности только непосредственно императором. Ближайшими их помощниками были члены провинциального правительства: прокурор и два центуриона.

Также планировалось создание казначейских палат, структур, отвечающих за широкий круг вопросов, касающихся финансов и налогообложения. Помимо них, в каждой провинции должны были существовать общественные благотворительные заказы, которым были доверены государственные институты образования и здравоохранения. Контроль за соблюдением законности на всей территории юрисдикции осуществлялся прокурором, в его распоряжении были два юриста.

Реформа образования

Екатерина II придавала просвещению большое значение в жизни страны. В 60-70-е годы 18 века вместе с президентом Академии художеств и директором Земельного дворянского корпуса И. И. Бецким пытался создать систему учебных заведений закрытого типа. Их структура была основана на идее приоритета образования над образованием. Считая, что «корень всего добра и зла — образование», Екатерина II и II Бецкой решили создать «новую расу людей». По замыслу И.И. Бецкого были открыты детские дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для мещанок в Санкт-Петербурге, Московская бизнес-школа в Москве и Санкт-Петербурге, преобразован Кадетский корпус.

Взгляды И.И. Бецкого были прогрессивными для своего времени, они предусматривали гуманное воспитание детей, развитие их природных талантов, запрет телесных наказаний и организацию женского образования. Однако «оранжерейные» условия, оторванность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, сделали попытки И. И. Бецкого сформировать «нового человека-утописта.

Генеральная линия развития русского Просвещения проходила не по утопическим идеям И и Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательных школ. Началось оно со школьной реформы 1782-1786 гг. Сербский учитель Ф.И. Янкович де Мириево сыграл важную роль в реализации этой реформы. Небольшие двухлетние государственные школы были открыты в уездных городах, а четырехлетние крупные государственные школы — в провинциальных городах. Во вновь созданных школах введены единые даты начала и окончания занятий, внедрена система аудиторных занятий, разработана методика преподавания дисциплин и дидактическая литература, разработаны единые учебные планы.

Новые школы вместе с закрытыми величественными зданиями, дворянскими училищами и спортивными залами Московского университета сформировали структуру среднего образования в России. По оценкам экспертов, в России к концу века насчитывалось 550 учебных заведений с общей численностью 60-70 тысяч учащихся, не считая домашнего обучения. Образование, как и все другие сферы жизни в стране, носило в основе своей классовый характер.

Историческое значение

Преобразования продолжались до конца царствования Екатерины 366. Преобразования начались в Тверской губернии. В 1782 г этманат в Малороссии был отменен. Последняя дата реформы — 1796 год, когда была образована Виленская губерния.

В результате к концу жизни императрицы вместо 23 бывших губерний появились Московская и Петербургская губернии, 48 правительств, а также Таврический край. Всего насчитывается 51 образование.

Хаос, вызванный непродуманными реформами Петра I, был преодолен и сформировалась четкая вертикаль власти. Система провинциального управления, созданная при Екатерине, просуществовала с небольшими изменениями до конца царской России.

А. Н. Радищев

Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775-1783 гг.), Приведшие к образованию Соединенных Штатов, зарождение русской антисервитистской мысли в лице Н.И взгляды Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Свобода», в «Разговоре о том, что есть сын отечества» А. Н. Радищев призывал «к полной отмене рабства» и передаче земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие противоречит человеческой природе», и настаивал на его революционном свержении. А. Н. Радищев называл истинного патриота, настоящего сына Отечества, борющегося за интересы народа, «за свободу — бесценный дар, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному ниспровержению самодержавия и крепостничества.

«Бунтарь хуже Пугачева», — так Екатерина II оценивала первого русского революционера. По его приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в ​​Илимской тюрьме в Сибири.

Жалованные грамоты дворянству и городам

21 апреля 1785 года, в день рождения Екатерины II, одновременно были отправлены благодарственные письма дворянству и городам. Известно, что Екатерина II также подготовила проект Хартии благотворительности для крестьян государства (государства), но он не был опубликован из-за опасений благородного недовольства.

Изданием двух писем Екатерина II регламентировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Хартией прав, свобод и преимуществ русского дворянского дворянства» они освобождались от обязательной службы, личных налогов, телесных наказаний. Поместья были объявлены полной собственностью помещиков, которые также имели право открывать собственные фабрики и предприятия. Дворяне могли только подавать в суд на своих сверстников, и без благородного двора они не могли быть лишены благородной чести, жизни и имущества. Дворяне провинций и графств сформировали соответственно провинциальные и окружные дворянские гильдии и избрали их вождей, а также должностных лиц местных органов власти. Провинциальные и окружные дворянские собрания имели право представлять свои нужды правительству. Послание о уступке дворянству консолидирует и юридически оформляет дворянство на Руси. Правящий класс получил имя «благородный». «Хартия прав и привилегий городов Российской империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления городом. Все горожане были зарегистрированы в Книге филистимлян города и образовали «городское общество». Было объявлено, что «буржуа или истинные граждане — это те, у кого есть дом или другое строение, или место, или земля в этом городе». Городское население было разделено на шесть категорий. К первым из них относились дворяне и духовенство, проживавшие в городе; во второй входили купцы, разделенные на три гильдии; в третьем — цеховые мастера; четвертая категория — иностранцы, постоянно проживающие в городе; пятая — видные граждане, среди которых были люди с высшим образованием и капиталисты. Шестой — граждане, жившие промыслом или работой. Жители города каждые три года избирают орган самоуправления: Генеральную думу города, мэра и судей. Генеральная Дума города избрала исполнительный орган — Думу с шестью главами, в которую входили по одному представителю от каждой категории городского населения. Городская дума решала вопросы благоустройства, народного просвещения, соблюдения правил торговли и т.д. Только с ведома мэра, назначенного правительством.

Благодарственная грамота поставила под государственный контроль все шесть категорий городского населения. Реальная власть в городе находилась в руках мэра, совета благочиния и губернатора.

Оцените статью
Блог о Екатерине II
Adblock
detector