История создания
Венчание при Екатерине II должно было состояться 22 сентября 1762 года. Таким образом, на всю подготовку было отведено два с половиной месяца. Создание знака было поручено придворному ювелиру Георгу Эккарту. Ему также дали золото и серебро для изготовления короны.
Однако секретарь императрицы Иван Бецкой сначала обратился к Джереми Позье, второму придворному ювелиру. Эккарту не понравился его набросок. По его мнению, корона казалась слишком громоздкой и в целом напоминала «православный храм». По своим представлениям швейцарец сделал набросок того, как должна выглядеть корона Российской Империи.
По его версии, полусферы эллиптической формы были сильно изогнуты в основании с разложением в разные стороны, что добавляло легкости. Арка с крестом и шпинелью была утоплена в полусферах, что сделало каркас более изящным и резным. Именно этот эскиз стал основой будущего символа власти императрицы.
Регалии императоров
Однако Позье доверили инкрустацию рамы. Впечатлен покровительством Бецки. Перед тем как приступить к процессу, мастер сделал восковую копию основы и опробовал различные варианты расположения на ней камней. Во время основной работы ему помогали шесть австрийских ювелиров, француз и еще три русских мастера.
Как бы то ни было, задание было выполнено в срок. Сама императрица одобрила этот шедевр, заверив мастеров, что «сможет удерживать этот груз» на голове на протяжении всей церемонии.
Противостояние ювелиров
Соперничество между двумя главными создателями императорской короны заключалось в их различном социальном статусе. Более того, они были диаметрально противоположными личностями.
Швейцар Георг Фридрих Эккарт был главным придворным ювелиром. Работал только по заказам Алмазной мастерской императорского дома. Сам он был весьма нелюдим и никогда не стремился участвовать в дворцовых интригах. Как профессионал он предпочитал работать с драгоценными металлами. Взял готовые камни.
Француз Жереми Позье, напротив, был очень общительным человеком. Он был членом наиболее закрытых и влиятельных придворных кругов. Кроме того, он стремился работать не только по официальному запросу императорского кабинета, но и по просьбе знати. В профессиональном плане он не имел себе равных в огранке алмазов.
Первым серьезным столкновением мастеров стала работа по созданию траурного венка для Елизаветы Петровны. Будущая императрица передала дело Эккарту. Но он не учел то, что голова умершего немного опухла, поэтому просто не мог поставить свое творение в нужное место. Более проницательный Позье сделал свой вариант короны заранее и с винтами. Поэтому он очень легко приспособил корону к желаемому размеру.
Почему Бецкой, который отдавал предпочтение Позье, стал ответственным за создание короны? Согласно запискам княгини Дашковой, секретарь собирался отказаться от ордена Александра Невского, так как именно он подкупил стражу во время дворцового переворота. На что Екатерина ответила: «Как только я буду в долгу перед короной, кому, как не тебе, следует доверить подготовку всего, что я надену во время коронации?»
Описание короны
Вся картина навеяна культурой Византии. Полушария символизируют соответственно Запад и Восток. В знак могущества полушария обрамлены лавровыми ветвями. Венок между двумя частями короны оплетен дубовыми листьями — символом незыблемости царской власти. Стилистически корона отражает переходный период от барокко к классицизму.
Главная корона русских императоров
В общей сложности для изготовления короны использовалось 75 жемчужин, около 5000 чистых бриллиантов, один фунт золота, два десятка фунтов серебра и одна красная шпинель (в те времена ее нельзя было отличить от рубина). Последний стал основным акцентом всей композиции.
Вес короны составлял почти 2 килограмма, а стоимость на момент изготовления — 2 миллиона рублей.
Сам Позье отмечал, что императрица хотела, чтобы корона оставалась неизменной. Поэтому он взял самые массивные камни, которые были в сокровищнице. И, несмотря на все его попытки сделать символ власти как можно более легким, он все равно весил до пяти фунтов. К тому же это была одна из самых дорогих корон в Европе.
ПРОДЕШЕВИЛИ!
Внезапно разразилась Первая мировая война, и царские драгоценности, в том числе Большую императорскую корону, было решено отправить в более спокойную Москву. После прибытия драгоценного груза 24 июля 1914 года ящики, вывезенные из Алмазного зала Зимнего дворца, были помещены в Оружейную палату Московского Кремля.
Последующие годы были для страны непростыми, и до 1922 года основные символы самодержавия не вспоминались. Однако сразу после окончания гражданской войны большевики, отчаявшись в деньгах, вспомнили о шкатулках Алмазного зала Зимнего дворца с символами государственной власти, а также о драгоценностях семьи Романовых, которые можно было продать с прибылью за рубежом.
Алексей Рыков, председатель Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны, специально спросил Фаберже и других известных ювелиров, можно ли продавать имперские драгоценности за границу. В ответ ему сказали, что если исключить моральную составляющую вопроса, то эта продажа возможна.
Первая шкатулка была открыта 8 апреля 1922 года. Была обнаружена Великая Императорская Корона, а затем и остальные драгоценности, которых насчитывается более 700 штук. Уникальные бриллианты и драгоценности рекой лились за границу. Прежде чем камни многократно продавали по цене ниже их реальной стоимости, камни намеренно обезличивали, чтобы советские власти нельзя было обвинить в продаже национального достояния. На биржах Лондона и Нью-Йорка они фигурировали как камни «старой огранки» или «уральские бриллианты». Не были проданы всего несколько штук, как правило, слишком очевидных и известных, сегодня находящихся в Алмазном фонде Московского Кремля.
Подобная судьба постигла Великую Императорскую Корону. Как произведение искусства и как историческая реликвия корона бесценна. Однако в 1865 году придворные ювелиры оценили его стоимость в 823 976 рублей. В долларах стоимость короны в те годы составляла 633 827 долларов США, или 1236 килограммов в золотом эквиваленте.
О том, что большевики безответственно обращались с драгоценностями, доставшимися им в наследство от предыдущих правителей, можно судить только по тому факту, что в 1922 году Советское правительство предложило министру финансов Ирландии М. Коллинзу предоставить СССР ссуду в размере 25000 долларов США в залог Великой Императорской Короны. При этом в ноябре 1922 года на 1 советский червонет давалось 7,74 грамма золота. В итоге в 1922 году корона стоила 159 685 золотых. При обменном курсе 1,9 дуката за 1 доллар США стоимость Большой Императорской Короны составляла 84 045 долларов.
Также в этом случае не была принята во внимание ее художественная, драгоценная и историческая ценность, что значительно увеличило ценность короны. Оказывается, национальная реликвия была передана иностранцам менее чем за треть от номинала.
БРИЛЛИАНТОВАЯ КОМНАТА
С 1762 по 1896 год Великая Императорская Корона была обязательным атрибутом при коронациях всех российских правителей: Екатерины II, Петра III (посмертно коронован Павлом I), Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая. II. После коронации последнего российского императора в мае 1896 года Большая Императорская Корона была извлечена только для ее реставрации в 1913-1914 годах.
Примечательно, что корона претерпела несколько трансформаций и не имела единого размера. Перед каждой коронацией его специально приспосабливали к форме головы будущего императора. Кроме того, перед коронацией Николая II был изготовлен специальный бархатный колпак, чтобы корона не давила на шрам от сабельного удара, полученного Николаем II в Японии в 1891 году.
В период между коронациями Большая Императорская Корона хранилась в Алмазном зале Зимнего дворца, который несколько раз менял свое положение в огромном здании резиденции российских императоров. В последней комнате, предназначенной для Sala dei Diamanti, был каменный пол, окна с толстыми железными решетками и бронированные ставни. Окна комнаты осторожно выходили на Большой двор на трибуне главной стражи.
Поскольку Великая Императорская Корона, Скипетр и Глобус имели статус символов власти, каждое их движение было четко регламентировано. Также подробно рассказывалось о перемещении короны из одной комнаты в другую во дворце.
Во время коронации был создан специальный «Церемониал переноса императорских знаков различия из Зимнего дворца на Николаевский вокзал». Конвой возглавлял эскадрон лейб-гвардии кавалерийского полка, а десять гренадеров под руководством генерал-адъютанта постоянно находились внутри машины с драгоценностями, упакованными в специальные ящики.
После последних ремонтных работ, проведенных Агафоном Фаберже, сыном всемирно известного ювелира, корону поместили в шкатулку No. 1 и переместился в Алмазный зал.