Концепция уложенной комиссии
Комиссия, созданная при Екатерине, отличалась как минимум тремя важными деталями:
- Более широкое представительство.
- Екатерина составила «Заказ», в котором излагала свои взгляды и пожелания, которые легли в основу Законодательной комиссии 1767-1768 годов.
- Получайте приказы от депутатов «снизу».
Представительства комиссии
В уставную комиссию вошли 564 депутата. Право назначать депутатов предоставлено следующим категориям граждан:
- Граждане. 1 депутат города. 39% состава.
- Дворяне. 1 уездный депутат. 30% состава.
- Крестьяне (кроме слуг). По 1 депутату от каждой провинции. 14% состава.
- Казаки и другие слои населения. 12% состава.
- Государственные чиновники. 5% состава.
Это был состав Законодательной комиссии. Если учесть, что правительственные чиновники тоже были знатными, то численное превосходство имела именно эта категория.
В работе Законодательной комиссии не участвовали представители всего 2-х слоев населения: слуги и духовенство.
Члены Законодательной комиссии получили большую пользу. Они получали дополнительную зарплату за участие в работе комиссии. До конца своих дней все депутаты получили защиту от смертной казни, физических наказаний и конфискации имущества. Любые судебные решения относительно депутатов могли вступать в силу только с личного одобрения императрицы. Каждый депутат получил специальный значок с девизом: «Счастье всех и всех».
Наказ Екатерины для работы комиссии
Комиссия по заказу Екатерины II начала свою работу с «Ордена», в котором императрица выразила свою точку зрения и дала направление работы комиссии. «Порядок», надо сказать, оказался очень широким. В нем было 20 глав и 526 статей. Эта работа была основана на трудах других педагогов того времени:
- 245 статей «Ордена» относятся к «Духу времени» Монтескье.
- 106 статей «Ордена» относятся к «Положению о преступлениях и наказаниях» Беккариа.
- Немцы Бильфельд и Юст оказали большое влияние на Екатерину и ее «мандат.
Главный посыл Комиссии заключался в том, что упор в работе должен быть сделан на усилении власти самодержца. Екатерина II неоднократно повторяла, что для России это единственно приемлемая форма власти.
Русский правитель должен быть самодержцем. Вся полнота власти должна быть объединена в его личности, как наша огромная территория, объединенная в России. Любое другое правительство, кроме самодержца, только навредит России.
«Приказ» был очень спорным документом. Например, главной задачей Законодательной комиссии было создание такого закона, перед которым все были бы равны. Об этом говорилось в первых строках документа. Но в этом было главное противоречие. Во-первых, равенство закона для всех противоречило классовой системе России. Во-вторых, некоторые положения «Порядка» явно вступили в противоречие с основной задачей. Например, некоторые из этих положений:
- Крестьяне живут в деревне, и это их удел. Дворяне живут в городе и отправляют правосудие.
- недопустимо, когда все хотят быть такими же, как утвержденные законом начальники.
Основная проблема того времени (вопрос о слугах) практически не решалась. Ответственная комиссия должна была создать такие законы, согласно которым «землевладельцы должны проявлять большую осторожность к вымогательству». Это была большая проблема «Порядка». В нем Екатерина II попыталась совместить просвещенные идеи буржуазного общества и феодальные методы правления в России. Сделать это было невозможно. Приходилось во всем искать компромиссы. Во многом из-за этого работа Законодательной комиссии была неэффективной и не привела к положительным результатам.
Суть деятельности
К делу был привлечен заместитель штаба. Комиссия учла не только указания Екатерины, но и предложения снизу. Она была призвана соответствовать потребностям и желаниям всех слоев общества, за исключением слуг.
Целью царицы, о чем свидетельствует довольно неоднозначный «Порядок», было укрепление самодержавной власти (хотя она стремилась провозгласить просвещенное общество в России).
Целью населения было получить дополнительные привилегии или хотя бы какие-то права. Затем дворяне прислали своим представителям приказы, в которых выражали желание отменить «Табель о рангах» Петра, предполагавшую получение высших степеней и званий по заслугам: они хотели иметь все по праву рождения. Особо отмечался на митингах представитель Ярославского уезда дворянин Щербатов.
Гражданам и торговцам приходилось нелегко из-за бюрократии, которая мешала им заниматься бизнесом и жаловалась на бесконечное затягивание любых судебных разбирательств и транзакций. Крестьяне государства жаловались на помещиков, отбирающих лучшую землю.
Интересно! Единственным, кто поднял на одном из собраний остро заданный Россией вопрос об ужасном положении крепостных крестьян, был дворянин Григорий Коробьин. Но его голос не был услышан.
Как Екатерина относилась к происходящему? Императрица глубоко интересовалась работой депутатов и даже следила за работой многогранной палаты. Время от времени он отправлял депутатам записки и приветствия.
За полтора года работы они встречались более 220 раз. Затем комиссия была снята. Его работа была во многом неудачной. Все закончилось неудачей. Насильственная законотворческая деятельность не привела к конкретным результатам.
Ход ее работы
Открытие первого заседания комиссии состоялось 31 июля 1767 года. Ее председатель
Императрица одобрила Александра Бибикова. Кроме того, в его деятельности принял участие генеральный прокурор Сената.
За период работы комиссия сформировала несколько групп: руководство, мандат, экспедиция. В целом заседания комитета оказались безуспешными. Участники митингов читают приказы крестьян и законы о купцах. Екатерине II такое положение вещей не понравилось, и с июня 1768 года комиссия стала собираться четыре раза в неделю, а с октября — дважды.
членам комиссии вручена медаль, которой награждено 650 человек. Несмотря на всю грандиозность идеи, результаты работы этого органа оказались незначительными. Следы его творчества можно увидеть в Основании Провинции 1775 года.
В декабре 1768 года члены Законодательной комиссии начали уходить на военную службу в связи с началом войны с Османской империей. В 1773-1775 годах упоминается в документах. Действительно, комиссия не была распущена, а забыта самой императрицей.
Объявлена комиссия.
Роспуск Уложенной комиссии
В декабре 1768 года под предлогом начала русско-турецкой войны 1768–1774 годов Законодательная комиссия была временно распущена. Его работа так и не возобновилась. Так закончилась первая попытка просвещенной императрицы реформировать российские законы и привлечь к этой работе выборный орган.
Результаты Уложенной комиссии
Однако работа комиссии не прошла даром. Екатерина II больше узнала о положении вотчин в империи, о настроениях, которые царили в обществе. Это помогло ей провести реформы во второй половине ее правления: во время перестройки административной системы, введения выборных судов.
Состав
Определяя состав депутатов, королева старалась соблюдать принцип представительства всех сословий. Он постановил, что в комиссии должны участвовать все слои общества. Екатерина хотела узнать, какие настроения преобладают среди дворян, между купцами и горожанами. Даже крестьянам государства дали «пропуск» в законодательный орган, им дали возможность представить свои предложения. Однако самая большая (и наиболее обездоленная) прослойка населения России — крепостные крестьяне — снова осталась позади».
Продажа сервоприводов
Таблица 1. Состав первого и последующих звонков
Имущество | Процентов |
Дворяне | 30 |
Граждане | 39 |
Должностные лица | 5 |
Государственные крестьяне | 14 |
Казаки, представители нерусского населения | 12 |
Первым по численности официально был клан горожан. Однако среди горожан, как и среди чиновников, было много дворян, и поэтому дворяне были фактически не вторым по величине блоком, а первым.
Принцип работы комиссии — выборы депутатов. По словам дворян, он был 1 уездным наместником, по крестьянам — 1 от губернии, по горожанам — 1 от города.
Всего было избрано 564 человека. Более половины принадлежало к правящему классу.
Созыв Уложенной комиссии
Императрица объявила Манифест о созыве комиссии по разработке нового кодекса. Вызывались депутаты разных сословий России: от дворянства — 165; из городов — 208; из всех категорий крестьян — 24; от однодворцов (потомков служилых, владевших двором) — 42; из казаков — 45; от иностранцев (неправославных подданных России) — 54; от центральных государственных органов — 28 человек.
Всего в Москве собралось более 500 депутатов. В июле 1767 г приступила к работе Законодательная комиссия. К сожалению, его деятельность ограничилась чтением «Приказа» и обсуждением мандатов депутатов. Оказалось, что приказы «с сидений» очень часто расходятся с положениями, предъявляемыми самой императрицей. Каждый класс пытался решить свои насущные проблемы. Поэтому дворяне не хотели отказываться от своих привилегий, просили усилить поиск беглых крестьян, жаловались на конкуренцию в купеческой торговле. Депутаты города, наоборот, настаивали, чтобы крестьяне и дворяне не вели торгово-промышленную деятельность.
Страсти были накалены. Работа Законодательной комиссии затянулась. Екатерина все больше убеждалась, что депутаты не могут разработать новый свод законов.