- Реформа
- Причины секуляризации
- Русская церковь XIX века
- Церковная реакция
- Секуляризация церковных и монастырских земель при Екатерине II Великой
- Значение и результаты
- Аналогичные процессы в Европе
- Секуляризационная реформа Екатерины ІІ
- Причины реформы
- Результаты, последствия
- Значение
- Манифест
- Ход реформы
- Упраздненные клерикальные учреждения
- Великорусские монастыри на 1764 год
- Штатные первоклассные
- Штатные второклассные
- Штатные третьеклассные
- Заштатные
- Упраздненные
- Подготовка к принятию Манифеста
- Судьба Манифеста после Екатерины 2
- Историческая подоплека секуляризации
- Последствия
- Секуляризация церковных земель 1764 года — кратко
- Введение
- Предпосылки реформы и историческая обстановка
- Результаты секуляризации
Реформа
26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, в котором была проведена черта векового противостояния Русской Православной Церкви и Русского государства по вопросу о церковных владениях.
Важнейшими положениями этого законодательного акта были:
- Все имущество Священного Синода, епархиальные резиденции, монастыри и приходы были окончательно переданы Государственному экономическому колледжу. Все церковные учреждения были отстранены от управления этим имуществом. Крестьяне, проживавшие в этих вотчинах, число которых согласно пересмотру 1760 года составляло 910866 ревизионных душ (то есть только мужчин), были переданы в ведение Экономического колледжа, а затем были названы экономическими крестьянами.
- Вместо барщины и различных оброков с 1 января 1764 г от этих крестьян требовалось платить 1,5 рубля на душу населения, которая через Коллегию хозяйства поступала в государственную казну.
- На содержание церковных учреждений — епархиальных отделений, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Экономическому колледжу пришлось выделить определенную сумму.
- Епархии были разделены на три класса, и их содержание было распределено в соответствии с классом.
- Для монастырей, сначала только Великороссийских, то есть помимо подчиненных Киевскому митрополиту, были составлены монашеские государства, в которых 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 монастырей женских) монашеские делятся на 3 класса в зависимости от уровня содержания.
Согласно отчету Синода от 1 января 1762 г., во всех епархиях России было 954 монастыря, с вотчиной и без вотчины, с 11 153 монахами. После секуляризации 1764 года Синод решил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 монастырей они получили государственную поддержку, а остальные 310 монастырей, ныне известные как подчиненные, будут существовать за счет добровольных пожертвований населения.
31 марта 1764 г был издан дополнительный приказ, в котором было установлено, что даже негосударственные монастыри делятся на 3 класса: 1-й класс — 20 монастырей, 2-й класс — 56 и 3-й класс — 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монастырями монахи. Остальные 149 монастырей были упразднены. Остальные полурегулярные монастыри существовали либо на добровольные пожертвования людей, либо от имени необитаемой земли, расположенной рядом с монастырями, которую монахи возделывали самостоятельно. Таким образом, в Великой Руси осталось 387 монастырей.
Реформа секуляризации впоследствии распространилась за пределы Великой России. В 1786 г аналогичная ситуация сложилась в Малороссии, т. Е. Киевская, Черниговская и Новгород-Северская губернии, а в 1788 году — на Слобожанщине, т. Е. В Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.
Причины секуляризации
Секуляризацией называется захват государством церковных активов.
В России секуляризация была болезненной проблемой на протяжении XVIII века. Однако Екатерина II, действуя взглядом на запад, все же исполнила это. В европейской политике просвещенного абсолютизма секуляризация была обязательным моментом и проводилась строго.
Помимо желания идти в ногу со временами секуляризации в Российской империи, были и более объективные причины, а именно желание пополнить казну, потому что церкви принадлежало слишком много земли, не облагаемой налогом.
Более того, различные эксцессы, не раз становившиеся причиной социальных взрывов, не соответствовали религиозному принципу корыстолюбия.
Елизавета Петровна тоже начала готовить эту болезненную для многих реформу в 1757 году. После своей смерти Петр III приказал ускорить процесс развития реформы и издал указ о передаче церковной недвижимости Сенату и о прекращении субсидий монастырям, которые не могли содержать себя.
Русская церковь XIX века
В начале следующего века Александр I несколько ослабил контроль над деятельностью духовенства. С разрешения государя монастыри получили право выкупать пустующие земли. При Николае I их материальное положение улучшилось благодаря закрепленным за монастырем лесным участкам. Были открыты некоторые из закрытых и построены новые храмы и монастыри. В 1896 году было завершено строительство знаменитого Новоафонского монастыря.
Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь по-прежнему являются важными центрами паломничества. При Александре II строительство разрешалось без согласия императора. Благодаря концессиям государства именно в 19 веке было построено большое количество новых вотчин.
Церковная реакция
После захвата значительной части средств к существованию церковь не решилась открыто критиковать правительство. Очевидно, реформа не приветствовалась. Только митрополит Ярославский Арсений более или менее четко отстаивал свою позицию несогласия. Однако вскоре он был осквернен и заключен в тюрьму, где и умер.
Явное несогласие
Это интересно. Что бы ни думали епископы, они не осмеливались возражать Екатерине II. Однако, когда ее муж принял решение о подобной реформе за несколько лет до обозначенных событий, духовенство подало коллективную жалобу, указав, что даже «правитель басурман» не осмелится так поступить с ними. Довольно ироничный случай для рассказа.
Секуляризация церковных и монастырских земель при Екатерине II Великой
Значение и результаты
Главным результатом церковной секуляризации земель было быстрое обнищание монастырей и быстрое сокращение их числа. Кроме того, церкви и монастыри находились в полной экономической зависимости от государства. Действительно, между церковью и государством сформировались новые отношения. В то же время очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после которого отношения между церковью и государством улучшились, а положение церкви с каждым последующим императором стало легче.
В вопросах секуляризации Екатерину II очень часто обвиняют в неверии и негативном отношении к религии в целом и к Православной церкви в частности. Это неправда. Во-первых, Екатерина была абсолютно практичным человеком, устранявшим конкурентов. Она видела удары дворца и очень боялась их против себя. Поэтому он воспринимал церковь не как религиозный объект, а как значительный социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение масс. Поэтому он считал, что духовенство не должно иметь экономической самостоятельности, а должно подчиняться государству. Только в этом случае Церковь и государство могли выступить единым фронтом.
Аналогичные процессы в Европе
Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы имели место в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Произошло это в 17 веке и, как и в России, преследовало цель подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в семнадцатом веке эти процессы были в целом хаотичными, то в восемнадцатом веке, во время наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации, и все церковные земли были конфискованы государством.
Секуляризационная реформа Екатерины ІІ
После восшествия на престол 28 июня (9 июля) 1762 года Екатерина II объявила святотатство «Манифестом о секуляризации церковных земель» умершего мужа Петра III о конфискации имений церквей, монастырей и епархий. Но через несколько месяцев он радикально изменил свое мнение. На основании указов Петра I в 1763 году Екатерина II изменила сферу управления церковным имуществом: полученные средства пошли на содержание епископских домов, на создание школ, домов для инвалидов. Тогда же началась подготовка к масштабной реформе церковного землевладения.
Причины реформы
Реформа секуляризации церковных земель Екатерины II была направлена на:
- уменьшить площадь обширных белых владений (с которых не платили налоги в казну) земель;
- более эффективно использовать конфискованную землю;
- уменьшить количество малонаселенных монастырей;
- увеличить зависимость церкви от государственного аппарата.
Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Будучи глубоко религиозным человеком, активным проповедником, членом Священного Синода, он открыто отстаивал независимость Русской Церкви от государства, угрожая анафемой. По приказу императрицы он был низложен, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.
Екатерина II опасалась его влияния на совесть людей, поэтому место заключения Арсения, получившее новое название «Андрей Враль», менялось довольно часто. Умер узник крепости Ревель, с 2000 года почитается как святой мученик. Столкнувшись с противодействием, Екатерина Великая еще больше укрепила свой авторитет. Решение о проведении реформы стало его целью.
Результаты, последствия
Реформа Екатерины II вызвала огромные изменения в материальной сфере Русской Православной Церкви.
Итоги реформы:
- в казну от бывших церковно-монастырских владений поступило почти 9 миллионов гектаров;
- в финансовом отношении духовенство стало полностью зависимым от самодержавия;
- уменьшилось количество великих русских монастырей: из 954 закрыты 418; только 226 остались на государственном содержании, остальные церкви были объявлены «сверхштатными», пожертвования стали единственным источником их дохода;
- земли и доходы многих соборов, изолированных поселений, из-за которых они неминуемо приходили в упадок;
- весной 1764 г указ был дополнен приказом о разделении сверхштатных монастырей на три класса для еще большей экономии материальных ресурсов, распределяемых между ними.
Изменилась духовная жизнь духовенства:
- в связи с реформой были изменены монашеские уставы;
- упал моральный авторитет духовенства;
- из-за ужасной ситуации некоторые монастыри обезлюдели;
- со времен Екатерины в Российской империи зародилась свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.
Значение
Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года — важная историческая дата, установившая новые содержательные отношения между ДРК и светской властью, которые оставались практически неизменными до 1917 года. Императрица умело осуществила радикальную революцию церковной системы, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви дошла лишь одна восьмая.
Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, но считала, что духовенство не должно иметь полной экономической самостоятельности. В противном случае он имел бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия в вопросах внутренней и даже внешней политики. Несмотря на то, что власти обещали оказывать духовенству благотворительность, они делали это очень редко. Подорожала квартплата, что стало одной из причин восстания Емельяна Пугачева.
Манифест
После свержения мужа Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Реализованы следующие элементы:
- Все имущество Синода было передано Сберегательной коллегии.
- Отныне церковь не имела права управлять имуществом, монастырями и т.д.
- Все крестьяне бывшего монастыря также покинули училище. Вместо барщины и естественной ренты с них взимали подушный налог.
- Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения были разделены на классы.
Это интересно. Главный прокурор синода Иван Мелиссино внес предложение об изменении церковного закона. По его словам, следует отменить пост, упростить процедуру развода и некоторые обряды, и даже разрешить жениться в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отвергла свои идеи из-за чрезмерного новаторства.
Ход реформы
На момент издания указа в церкви было около 950 монастырей. Из них упразднено 418. Право на государственные субсидии получили 200 учреждений. Остальные 300 были автономными. То есть предполагалось, что монахи существовали на добровольные пожертвования, а также самостоятельно возделывали огороды.
Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем его ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую области.
Упраздненные клерикальные учреждения
Во время секуляризации в 1764 году были закрыты следующие монастыри:
- Александрова Чудова Пустынь;
- Александровский;
- Аркажский;
- Благовещение;
- Богородицкий;
- Борщевский Троицкий;
- Бречицкий Андроников;
- Важеозерский;
- Варлаамиев;
- Варсонофьевский;
- Воскрешение;
- Дивногорск Успенский;
- Дорогошанский Троицкий;
- Зарецкий;
- Кассианов Учемский;
- Киев-Братск;
- Клименецкий Свято-Троицкий;
- Котельничский Предтеченский;
- Куряжский Преображенский;
- Лисицкий;
- Макарьевская Хергозерская пустыня;
- Маровский;
- Святое распятие;
- Моисеевский;
- Живительный источник;
- Николаевская пустыня;
- Николаевский Стародевичий;
- Никольский Адриано-Андрусовский;
- Нил-Сорская пустыня;
- Новосильский Святой Дух;
- Печенгская Спасская пустынь;
- Рдейский Успенский;
- Рождество;
- Святогорская Лавра;
- Слободской;
- Церковь Спаса в Запрудне;
- Спасо-Каменный;
- Спасо-Преображенский;
- Сретенский Новодевичий;
- Троицкий Битуцкий;
- Успенский Кержебельмаш;
- Ущельский Иовский;
- Колковский;
- Чердынский Успенский;
- Череповец-Воскресенский;
- Яранский.
Этот список не является исчерпывающим.
Великорусские монастыри на 1764 год
Штатные первоклассные
- Троице-Сергиева Лавра (мужская)
- Санкт-Петербург Александро-Невский монастырь (мужской)
- Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
- Успенский монастырь Александра (женский)
- Валдайский Иверский монастырь (мужской)
- Московский Вознесенский монастырь (женский)
- Новодевичий женский монастырь в Москве (женский)
- Свияжский Успенский мужской монастырь (мужской)
- Суздальский Покровский монастырь (женский)
Штатные второклассные
- Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
- Вятский Трифонов Успенский мужской монастырь (мужской)
- Казанский Богородицкий мужской монастырь (женский)
- Новгородский Антониева монастырь Рождества Богородицы (мужской)
- Троицкий монастырь Переславль-Залесский Данилов (мужской)
- Псково-Печерский монастырь (мужской)
Штатные третьеклассные
- Белгородский Никольский монастырь (мужской)
- Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
- Московский Златоустовский монастырь (мужской)
- Николо-Угрешский монастырь (мужской)
- Путивльский Молченский монастырь (мужской)
- Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
- Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
- Хотковский Покровский монастырь (женский)
Заштатные
- Артемьево-Веркольский монастырь (мужской)
- Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
- Ростов-Петровский монастырь (мужской)
- Саратовский Спасо-Преображенский монастырь (мужской)
- Шаровкин Успенский монастырь (мужской)
- Ярославский Кирилло-Афанасьевский монастырь (мужской)
Упраздненные
- Антониево-Дымский монастырь
- Арефинская пустыня, въезд в Иерусалим
- Бежецко-Введенский монастырь
- Битюцкий Троицкий монастырь
- Вход в Верейский монастырь Иерусалима
- Возмищенский монастырь
- Вязниковский Введенский монастырь
- Дуниловский Успенский монастырь
- Елецкий Знаменский монастырь
- Зарецкий Спасский монастырь
- Козельский Вознесенский монастырь
- Кольско-Печенгский монастырь
- Кохминский Казанский монастырь
- Крестогорская пустынь Тихонова
- Крутецкий Никольский монастырь
- Лихвинский Афанасьевский монастырь
- Лихотнинский Успенский монастырь
- Мамонтовые пустыни
- Маровская Крестовоздвиженская пустыня
- Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
- Мосальский Успенский монастырь
- Московский Варсонофьевский монастырь
- Муромский женский монастырь
- Никандрова Воскресенская пустыня
- Нуромский Преображенский монастырь
- Обнорский Воскресенский монастырь
- Пешношский Никольский монастырь
- Перынский скетч
- Монастырь Покрова на Нерли
- Посолотинский монастырь
- Рдейский монастырь
- Соломенская пустыня
- Сыринская Успенская пустыня
- Угличский Воскресенский монастырь
- Ульяновск Спасская Пустынь
- Монастырь Архангела Михаила Усть-Вымский
- Усть-Сарапульский Спасский монастырь
- Христофорова Богородицкая пустынь
- Череповецкий Воскресенский монастырь
- Черноезерский монастырь
- Шуйский Троицкий монастырь
- Яшезерский монастырь
Подготовка к принятию Манифеста
Интересно, что подготовкой и осуществлением секуляризации занимались 3 императора, известных своим особым отношением к религии. Первый из них — Петр 1. Много раз говорилось, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственное учреждение и не более того. Поэтому, как только государству потребовались деньги в период его бесконечных войн, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Судебный процесс был частичным, так как страна не была готова ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался резкой реакции духовенства и ее влияния на народ.
Вторым императором, продвигавшим вопросы секуляризации, был Петр 3. Этот человек правил Российской империей всего 6 месяцев, но успел сделать многое. В частности, это касается и вопроса о конфискации церковной земли. Напомним, что Петр 3 был католиком, который обратился в православие до принятия титула императора России.
Наконец, третьим императором, сформировавшим полную секуляризацию, является Екатерина 2. Информации о ее религиозных взглядах мало, однако совершенно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда был принят Указ, Екатерина ставила вопросы абсолютизм и просвещение во главу угла. Некоторые историки видят противоречие в том, что Екатерина II сначала отменила указ Петра III о секуляризации, а через 2 года продублировала его. Однако в этом нет противоречия. Дело в том, что после восхождения на русский престол в 1762 году Екатерине II пришлось заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи дворцовых переворотов. Поэтому императрица немедленно аннулировала большинство, указав на своего предшественника, даже в отношении церковных земель. Лишь через 2 года, когда позиции Екатерины II достаточно укрепились, она снова вернулась к этому вопросу и снова провела секуляризацию, на этот раз полную.
Судьба Манифеста после Екатерины 2
Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель продлился до 1917 года. Однако в действительности с каждым последующим императором после Екатерины II положение церкви значительно облегчалось. В первую очередь это отражается на количестве монастырей, которые действовали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:
- 1808 г. — в России 447 монастырей и около 5 тысяч монахов.
- 1815 г. — в России 478 монастырей и около 6,5 тыс. Монахов.
- 1917 год — в России 1257 монастырей и около 107 тысяч монахов.
Здесь очень важно отметить, что количество монастырей было достигнуто не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом процесс не шел только увеличение количества монастырей, но и постепенное выделение земель под церкви и монастыри. Например, в 1916 году Николай II издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысячи десятин пашни.
Историческая подоплека секуляризации
Почему государство хотело отобрать землю из рук церкви? Ответ прост: церковь была одним из крупнейших помещиков во всей России. До отмены Дня святого Георгия крестьяне часто становились монахами, так как условия жизни были намного лучше, церквям передавались богатые завещания, что увеличивало их богатство, которое не было раздробленным, в отличие от вотчин. Конечно, государству не понравилось то, что в стране была еще одна земельная монополия. Очень важно отметить, что церковь не платила никаких налогов, действительно, десятина платилась в ее пользу.
Накопление богатства, истребление денег противоречит сути всего христианского учения. Церковь нашла выход из этой ситуации следующим диалектическим утверждением, такой компромисс был выработан: монах не имеет личного имущества и не имеет на него права, но ему разрешено пользоваться монастырским имуществом. Устав византийской Номоканонской церкви призывал жителей монастыря тратить минимальные средства на собственное содержание. Византийский кодекс предписывал духовенству выделять средства на строительство церквей, их реконструкцию и украшение, образование (создание приходских школ) и помощь страждущим.
Во время правления Василия III между иосифами и несобственниками начинается спор. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким признали возможность владения церковной землей. Несладельцы, главой которых был Нил Сорский, отказались от такого метода обогащения. Эту ситуацию можно рассматривать как попытку церкви секуляризировать свои активы. В случае победы несобственников они откажутся от накопленного богатства и перейдут жить в монастырские скити. Но иосифы победили, и церковная земельная собственность была сохранена.
Нападение на церковные владения началось при Иване Грозном. На Стоглавском соборе 1551 года он постановил, что новые владения будут аннексированы, если король даст свое согласие. В XVII веке, в период правления Алексея Михайловича (1645–1676), сформировалось большинство предпосылок петровского абсолютизма. Уложение Алексея Романова не только узаконило крепостное право, но и наложило запрет на дальнейшее расширение церковных владений. Реформа патриарха Никона, приведшая к его поражению и формированию старообрядческой церкви, помогла светским властям еще больше утвердиться над духовным.
Действующий царь, а затем император Петр I, получил титаническое напряжение сил государства, чтобы сокрушить шведов в Северной войне. Петр добился своей цели. Однако его отношения с церковью значительно осложнились. Многие христиане называли Петра Антихристом за то, что он бросал колокола в пушки. Император ударил по церкви, поставив во главе государственного служащего (обер-прокурора Священного Синода). При Петре окончательно сформировалось верховенство светской власти.
Последствия
Реформа секуляризации 1764 года во многом ознаменовала начало новой эры в истории Русской Православной Церкви.
Для последующей истории русского монашества государства определяли не только материальное положение, но и во многом духовное развитие монастырей. Появились два разных типа не только монастырей, но и монахов, и статус монастыря как основы монашеской жизни надолго потерял смысл. Содержание, определенное государством для монастырей, было слишком маленьким, его едва хватало для братии, постройки монастыря ветшали и разрушались из года в год, и настоятели боялись сообщить об этом в Синод из-за возможности подавления монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение монастырей, настоятели часто пытались сократить количество монахов, предоставляемых государством. Монастыри обеднели и обезлюдели, но в новых условиях, без тяжести имущественных забот, появился стимул к реорганизации монашеской жизни на аскетической основе.
Секуляризация церковных земель 1764 года — кратко
Введение
Секуляризация имеет несколько значений. В социологическом контексте это означает процесс снижения влияния церкви в различных сферах общественной жизни. Исторически секуляризация — это изъятие у церкви земли и имущества с последующей передачей нерелигиозным организациям. Примером такого процесса в истории России является реформа 1764 года, кратко названная разрушением монастырских владений.
Предпосылки реформы и историческая обстановка
Инициатором реформы была императрица Екатерина II.
Причиной тому было огромное количество земель коренных народов: это церковная собственность, освобожденная от всех налогов. Такая ситуация не устраивала правительство, так как значительно сокращала поступления в госказну. По официальным данным, церкви принадлежало около 9 миллионов акров земли и чуть менее 1 миллиона слуг-мужчин (без женщин и детей). В 1757 году императрица Елизавета Петровна издала приказ о подготовке реформы. Продолжателем его творчества стал наследник Петра III.
Незадолго до своего свержения он подписал указ о прекращении выплаты субсидий тем монастырям, которые не могли себя содержать, и передаче их в собственность Экономического колледжа. Подобные решения воспринимались среди знати как исторический образец, но вызвали волну неприязни со стороны представителей духовенства.
Результаты секуляризации
Растущее недовольство духовенства ожесточило многих верующих против правительства. Недостаточно средств выделялось на монастыри низшего сословия и монастыри для женщин, в результате чего они теряли людей, обеднели, а некоторые даже перестали существовать.
Главным противником новой реформы можно считать митрополита Ярославского Арсения. Открытая и резкая критика и бесстрашие императрицы привели его в тюрьму, в которой он находился до конца своих дней. В 2000 году Арсений был признан шехидом.