Причины проведения губернской реформы 1775 года

Предпосылки и причины

Екатерина Великая была идейной преемницей Петра I. Ее правление имеет много общего с политикой императрицы. Екатерина II хотела организовать жизнь всей страны по единой модели и старалась максимально ее контролировать. Но это был не единственный повод провести новые преобразования в 1775 году.

Губернская реформа Екатерины 2

Провинциальная реформа Екатерины II имела несколько причин. Изменения были необходимы, чтобы уменьшить недовольство местных властей. Часть их полномочий пришлось передать провинции, чтобы ограничить самодержавие губернаторов. Новый документ должен был стать продолжением губернской реформы Петра I. Императрица увидела необходимость пересмотра и изменения административного деления государства. Кроме того, он хотел укрепить вертикаль власти, чему также способствовала классовая политика.

Многие историки утверждают, что дворяне повлияли на изменения во внутренней жизни государства. Их беспокоили крестьяне, которые негодовали против политики эксплуатации. Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева показала необходимость принятия соответствующих мер.

Задуманная, но не осуществленная часть губернской реформы

Как видно из ряда архивных документов, первоначальный план Екатерины II несколько отличался от того, что ей удалось осуществить. Так, в 1769 г члены комиссии, разработавшей ее основные положения, попытались вывести суды из подчинения провинциальных властей. Однако трудности, связанные с необходимостью создания громоздкой многоэтапной структуры в этом деле, закончившемся Сенатом в качестве апелляционной инстанции, вынудили отказаться от своих планов.

Сенат высшего судебного органа

Более того, изначально суть провинциальной реформы заключалась в создании так называемых судов по недвижимости, создаваемых отдельно для знати и для всех тех, кто принадлежал к низшим социальным слоям общества. Но в процессе обсуждения среди членов рабочей комиссии были сторонники всеобщего открытого и публичного судопроизводства.

В результате непреодолимые противоречия между их требованиями не позволили вывести суды из-под контроля местных органов власти. Причина заключалась в том, что дворянам требовалось вмешательство администрации для защиты своих интересов в суде, и члены рабочего комитета это хорошо знали. Однако большинство разработанных ими положений о реформе провинций были реализованы и служили для консолидации централизованной власти и стабильности государства в целом. В частности, это коснулось судебных разбирательств.

Органы управления

Уездное дворянское собрание является исполнительной властью уездов.

Управление благочиния — функции полиции, возглавляемые начальником полиции.

Благотворительный общественный порядок — контроль за работой социальной сферы (больницы, школы, хосписы).

Губернское правительство — контроль за работой всех государственных учреждений в провинции.

Казначейская палата — сбор налогов и ведение бизнеса.

Обязанности

Принципы управления полицией обсуждались на заседаниях делегированной комиссии до начала провинциальной реформы. 1771 год ознаменовался завершением проекта по созданию полицейских управлений в городах. Они должны были стать аппаратом по поддержанию общественного порядка.

В обязанности полиции входило пресечение различных противоправных действий. Например, это может быть разврат, кулачные бои, чрезмерная роскошь, быстрая езда или нарушение порядка во время богослужений и шествий. Полиция также имела право контролировать различные фестивали, наблюдать за торговлей на рынках и убирать города, реки, еду, воду и многое другое.

В обязанности полиции также входило тушение пожаров, грабителей и бродяг, тайных встреч и других нарушителей спокойствия. Он также регулировал правила торговли и содержания таверн. Кроме того, в обязанности полиции входила проверка налогов, планирование и организация всевозможных праздников.

Провинциальная реформа

Кто такие генерал-губернаторы?

Помимо всех вышеперечисленных властных структур, указом Екатерины II была введена должность генерал-губернатора. Оккупировавшие его чиновники контролировали крупные регионы, в которые входило одновременно несколько провинций. В отсутствие императора на подконтрольной им территории они получили самые широкие полномочия, вплоть до введения чрезвычайного положения. Кроме того, во всех необходимых случаях они имели право связаться с ним напрямую для получения дальнейших инструкций.

Суть преобразований

Новый документ должен был положить конец административному хаосу, образовавшемуся после правления Петра I. С помощью нового порядка столица могла быстрее реагировать на угрозы возможных восстаний.

Императрица планировала увеличить количество провинций. Их пришлось объединить в несколько генеральных губернаторств, что стало для страны нововведением. Цели реформы:

Губернская реформа Екатерины 2 вкратце

  1. Основным критерием административного деления является количество налогооблагаемого населения (налогооблагаемых душ). При разделении не учитывались национально-хозяйственные особенности, сложившиеся на территории старых провинциальных образований.
  2. Усилить местную власть и контроль над населением. Иерархическая система административного аппарата резко разделилась на дворянство, буржуазию и крестьянство. Каждое сословие получило свой административный аппарат.
  3. Разделение судебных и административных задач между различными органами. Каждый локальный объект получил определенные функции.

Главной задачей губернской реформы Екатерины II было объединение управления крупными административными единицами внутри государства. Поскольку изменения нарушили региональные границы, периферийные националисты полагали, что императрица хотела таким образом подавить национальное движение. Но Екатерина Великая утверждала, что новое региональное деление должно было обеспечить единство населения. Датой начала масштабных изменений во внутренней политике Российской империи стал 1775 год. Они продолжались десятилетие.

Структура сословных судов

Суды по недвижимости были разделены на 2 уровня: верхний (провинциальный) и нижний (уезд, город). Нижний решал споры на уровне уезда и города. Вышестоящая рассматривала дела вне юрисдикции нижних, споры между жителями разных уездов, служила апелляционным органом для пересмотра решений нижестоящих судов.

Земский суд слушал дворянские споры. Суд низшей инстанции состоял из капитана полиции и двух, а иногда и трех олдерменов.

В резне судили крестьян государства. Мировой судья рассматривал споры между гражданами.

Для всех судов должностные лица отбирались по классу, находящемуся под их юрисдикцией. На самом же деле это было только в Земском суде. Представители знати, имевшие большой вес, часто вмешивались в дела расправы, магистрата. Власти закрывали глаза на такие случаи.

Чтобы устранить различия между классами, необходимо было создать дополнительный орган: Суд совести. Он состоял из 6 человек — по паре на каждый объект. Он занимался только второстепенными делами.

Особо важные, опасные дела подпадали под юрисдикцию Сената, только он мог дать им курс.

Цели и средства реформы

Провинциальная реформа 1775 г преследовала следующие цели:

  • Укрепляйте местные органы власти для борьбы с беспорядками и восстаниями.
  • Построение эффективной вертикали власти для местного самоуправления.
  • Упростите процесс сбора налогов.

Для решения этих задач Екатерина II выделила дворянство как господствующий класс. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, поэтому им приходилось управлять собой на земле более эффективно, особенно с точки зрения поддержания порядка. Важным изменением в этом отношении является лишение казаков некоторых их привилегий. Таким образом, в 1775 году на Дону были запрещены «Запорожская Сечь» и казачье управление. На этих землях была введена администрация, сопоставимая с управлением всей страной.

Цели екатерининских преобразований

Основным документом, определившим проведение следующей реформы в России, был документ под названием «Учреждения управления губерниями Всероссийской империи». Надо сказать, что накануне преобразований, инициированных Екатериной II, территория страны, по сравнению с петровскими временами, уже имела большее количество административных территорий. Это было связано с тем, что к империи постоянно присоединялись новые земли.

Губернская реформа Екатерины 2 года

Проведенная Екатериной II губернская реформа в России должна была преобразовать 23 губернии, 66 губерний и около 180 уездов. Его целью было увеличение количества крупных административных центров. В результате их количество увеличилось почти вдвое.

Предполагавшаяся численность губернских и уездных жителей

Однако формирование провинций и уездов (провинции были отменены этой реформой) должно было осуществляться без учета географических, экономических, национальных или других особенностей. В основе лежал только чисто административный принцип, предполагавший максимальную адаптацию бюрократического аппарата к выполнению полицейских и фискальных функций.

Императрица Екатерина II среди подданных

При формировании административных единиц учитывалась только численность населения, проживающего на данной территории. Так, по принятым нормам, в каждой провинции должно было быть 400 тысяч жителей, а в уезде — около 30 тысяч. Кроме того, предусматривалась реформа бывших органов местного самоуправления, крайне ослабленная мерами, осуществленными в период правления Петра II (1728 г.), а также императрицы Елизаветы Петровны (1760 г).

Административные изменения

С формированием вертикали власти высшим органом власти стал генерал-губернатор. Этим формированием управлял генерал-губернатор, избранный Сенатом. У него было много сил. Генерал-губернатор был представителем императрицы. Он руководил войсками, находившимися на подведомственной ему территории. Он также был главой губернаторов, которые владели провинциями и назначались императорским указом. В каждом административно-территориальном районе насчитывалось 350-400 тыс. Душ.

Провинция состояла из дюжины уездов, которые были минимальной административной единицей. На каждую из этих территориальных единиц приходилось по 20-30 тысяч дани душ. Центром уезда был город. Так как крупных поселений было немного, их статус был присвоен некоторым деревням. Многие из них десятилетиями оставались сельскими поселениями, хотя и имели статус городских. С реформами Екатерины II появилось несколько новых институтов и должностей:

Губернская реформа Екатерины 2 года

  1. Губернатор. Он руководил городом и поддерживал общественный порядок. Губернатор руководил полицией и контролировал другие учреждения села. Он был избран дворянами, жившими в городе.
  2. Капитан полиции. Он был главой округа и избирался дворянами. Ему подчинялась районная милиция. Капитан милиции исполнял обязанности председателя земского суда.
  3. Казначейская палата. Он служил филиалом Министерства финансов. Он отвечал за сбор налогов в округе, распределял и контролировал финансовые доходы, руководил работой мэра.
  4. Общественный благотворительный заказ. Новое образование контролировало школы, приюты и больницы.

Город стал самостоятельной административной единицей. Крупные поселения делились на сегменты, на кварталы. В каждом из них за порядком следили районные надзиратели, подчиненные частным судебным приставам.

Проведение

В «Учреждении для управления провинциями», изданном в 1775 году и действовавшем на 21 год, был определен новый порядок управления провинциями. Реформа началась в Тверской губернии и закончилась в 1796 году образованием Виленской губернии.

В 1782 году реформа была распространена на Малороссию, где незадолго до этого Екатерина II отменила этманат.

Историческое значение

Преобразования продолжались до конца царствования Екатерины 366. Преобразования начались в Тверской губернии. В 1782 г этманат в Малороссии был отменен. Последняя дата реформы — 1796 год, когда была образована Виленская губерния.

В результате к концу жизни императрицы вместо 23 бывших губерний появились Московская и Петербургская губернии, 48 правительств, а также Таврический край. Всего насчитывается 51 образование.

Хаос, вызванный непродуманными реформами Петра I, был преодолен и сформировалась четкая вертикаль власти. Система провинциального управления, созданная при Екатерине, просуществовала с небольшими изменениями до конца царской России.

Судебная часть

В судебной системе реформа радикально изменила схему управления. Система институтов стала более понятной и последовательной. Организациям приходилось решать проблемы на своей территории и рассматривать обращения с более низких уровней. Обязанности судебных органов:

Губернская реформа Екатерины 2 дата

  1. Сенат. Верховный суд был разделен на гражданскую и уголовную секции с соответствующими нижестоящими инстанциями.
  2. Верхний Земский суд. Он следил за соблюдением законов провинции. Это учреждение занималось вопросами споров между дворянами и рассматривало обращения подчиненных ему органов.
  3. Нижний Земский суд. Он следил за исполнением законов в графствах и разрешал разногласия между дворянами. Его возглавляли капитан полиции и 2-3 избранных члена совета.
  4. Высшее возмездие. Она занималась рассмотрением обращений нижестоящих инстанций и вопросов государственных крестьян провинции.
  5. Меньше возмездия. Она занималась делами крестьян уездов.
  6. Провинциальный магистрат. Он учитывает обращения городских магистратов и споры между буржуазией.
  7. Городской магистрат. Он был вовлечен в спор между буржуазией.
  8. Сознательный суд. Он занимался делами, которые не представляли особой важности и опасности. В состав двора входило по два человека из крестьян, мещан и дворян.

Для всех категорий судебной власти выбраны несколько представителей наследия. Но в работу всех инстанций часто вмешивалась высшая знать.

Деление территории государства по статистическому принципу

Губернская реформа, начатая Петром I, проводилась в несколько этапов и длилась долго. Затем, через три года после его основания, к вышеупомянутым губерниям добавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская.Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в тот же порядок организации местного самоуправления. В частности, провинции были разделены на более мелкие административные единицы — провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть по количеству семей.

Император Петр 1

Пытаясь еще больше упростить механизм государственного управления, Петр I в 1719 году разделил губернии на уезды, общее количество которых в стране достигло двух с половиной сотен. Он назначил местных губернаторов управлять ими. В то время этот комплекс мер казался новаторским, и не все члены общества были встречены с одобрением, но никто не осмелился противоречить правителю.

Наместничество

Новая реформа предоставила губернатору неограниченные полномочия, которые могла ограничить только императрица через своих губернаторов (генерал-губернаторов). Генерал-губернаторы осуществляли контроль над государственными учреждениями. В их подчинении была провинциальная армия. Традиционно они контролировали две-три провинции. Генерал-губернаторы могли назначаться только императором, в подчинении которого они находились.

Сословная система

Как было сказано выше, изменения коснулись не только административного аппарата. Провинциальная реформа также внесла изменения в судебную систему. Он не только четко сформулировал, но и максимально усилил разделение по классу.

  • Особые дворянские суды были учреждены в каждом уезде. Они состояли из судьи и двух заседателей. Их избирала местная знать сроком на 3 года. Суды Верхнего земства играли роль апелляционных судов и состояли из двух отделов по гражданским и уголовным делам. Они были единственными во всей провинции и состояли из двух человек: президента и его заместителя, назначенных самим императором. Они могли проверять и контролировать деятельность уездных судов.
  • Магистраты стали судами низшей инстанции в городах. Их члены также избирались сроком на 3 года. Для этих судов провинциальные магистраты были апелляционными судами. В его состав входили 2 президента и 2 советника из числа местных жителей.
  • Крестьяне государства были судимы в резне нижнего уезда. Там рассматривались гражданские и уголовные дела. Их лечили назначенные властями чиновники. Апелляционные суды низшей инстанции были высшими. Дела были возбуждены только под залог, который действовал в течение одной недели.
  • Провинциальная реформа также учредила так называемые суды совести. Они также были построены по классическому принципу. В их число входили представители знати, а также горожане и крестьяне. Эти суды выполняли так называемую примирительную функцию (помогали урегулировать конфликт между истцами). Кроме того, они также несли ответственность за специальные процедуры в отношении преступлений, совершенных невменяемыми людьми или детьми. Здесь также рассматривались случаи колдовства.
  • В провинциях судебные отделы были аудиторами и апелляциями, рассматривающими как уголовные, так и гражданские дела. Они рассмотрели претензии, поступавшие к ним из высших земских судов и репрессалий, а также из губернских магистратов. Как правило, обращения сопровождались довольно существенным ограничением.
  • Сенат был высшим судебным органом.

Итак, что еще интересного в губернской реформе Екатерины II (1775 год)? Именно тогда была предпринята первая попытка отделить администрацию от суда. Но это так и не удалось. Губернаторы по-прежнему могли влиять на исполнение приговоров, например, по вопросам лишения чести или применения смертной казни. Председатели судов назначались властями, поскольку представители классов имели право избирать только заседателей. Многие дела были переданы в органы муниципальной полиции. Также работала родовая юстиция.

1775 провинциальная реформа

Основная задача екатерининской реформы

Возвращаясь к губернской реформе 1775 года, отметим, что Екатерине II пришлось проводить ее на гораздо большей территории, чем когда-то у Петра I, так как в последние десятилетия границы России значительно расширились с присоединением к ней новых земель. В результате инициированные ею административные реформы затронут 23 провинции, разделенные на 66 провинций, которые, в свою очередь, включают 180 округов. Суть провинциальной реформы, начатой ​​в 1775 г., заключалась в повышении эффективности государственного управления за счет увеличения числа административных центров. Заглядывая в будущее, отметим, что после реформы их количество увеличилось почти вдвое.

В основе событий лежал документ, разработанный в личном кабинете императрицы и названный «Учреждения по управлению губерниями Всероссийской империи». Они предусматривали дальнейшее разделение государства на отдельные административные единицы, которые управлялись согласно общей вертикали власти.

В чем заключалась реформа

Провинции были сокращены. Их критерием было количество жертв дани. Не учитывались исторические границы, существующие между народами, географическое деление, экономические связи.

Несколько провинций были включены в общее правительство. Генерал-губернатор был назначен Сенатом. Он обладал широкими полномочиями как представитель императрицы. Именно он подчинялся войскам, находящимся в зоне его ответственности.

Каждое сословие получило свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, буржуа, крестьян.

Местные власти четко определили границы своих полномочий.

Рис. 1. Схема трансформации
Схема трансформации

Кратко о сути и содержании губернской реформы Петра I Великого

I Этап


Разделение после провинциальной реформы 1708 г

29 декабря 1708 года Петр I издал указ «Об учреждении губерний и росписи городов для них», согласно которому были образованы 8 губерний (областей), позже образовались Нижегородская, Рижская и Астраханская губернии, и Смоленск был ликвидирован с добавлением земель к Московской и Рижской губерниям. Некоторые области были прибрежными с внутренними границами — это было сделано для того, чтобы сбор налогов с этих территорий поддерживал флот, а новобранцы, поступившие на службу, могли быть быстро переведены на войну.

  1. Москва — 39 округов;
  2. Ингерманландия (впоследствии Санкт-Петербург) — 29 уездов;
  3. Киевская — 56 уездов;
  4. Смоленск (упразднен в 1713 г., восстановлен в 1726 г.) — 17 уездов ;
  5. Архангельская — 20 уездов ;
  6. Казанская — 71 район ;
  7. Азов — 77 уездов;
  8. Сибирский — 30 городов;
  9. Нижегородская (с 1714 г.) — 7 городов;
  10. Рига (с 1713 г.) — 9 городов;
  11. Астрахань (с 1717 г.) — 10 городов.

II Этап


Руководители административного уровня после провинциальной реформы

Великая Северная война подходила к концу, реформу можно было продолжить, и училища, созданные Петром I, были вынуждены опираться на региональные власти.

7 декабря 1718 г. Петр I утвердил решение сената о дальнейшем преобразовании губерний. С июля 1719 г были введены новые правила в Санкт-Петербургской губернии, а с 1720 г. — в остальной части. Согласно новому институту в Санкт-Петербургской губернии образовалось 14 губерний. Каждая провинция была разделена на 5 округов (уездов), в которых проживало 1500-2000 семей.

Система управления

Была предпринята попытка ввести в действие губернское управление основ избирательного управления. При губернаторе местная знать избирала совет «ландратов» (8-12 советников). Однако вместо того, чтобы быть избранными, ландраты назначались дворянством сенатом или губернатором. Поэтому через пять лет ландрэтов ликвидировали.

Губернаторы назначались царскими указами только из дворян, близких к Петру I, а сами выбирали помощников для управления ветвями власти:

  • главнокомандующий — военное управление;
  • главный комиссар и главный продовольственный — губернские и другие налоги;
  • ландрихтер — провинциальная юстиция, финансовая оценка и следственные дела;
  • главный инспектор по сбору городских и уездных налогов.


Провинциальные административные органы интегрированы в общую систему

Провинциальные губернаторы занимались поиском сбежавших крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с государственных заводов, а также выполнением полицейских и судебных функций. Губернаторы и администрации провинций назначались сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. В четырех училищах (Камерское, Штац-конторское, Юстицкое и Вотчинное) были свои камергеры (фискальный контроль), командиры и полевые казначеи.

Главой губернии обычно был воевода, земские комиссары отвечали за финансовое и полицейское управление в округе.

В крупных городах провинции была отдельная городская администрация: магистраты.

В свою очередь губернии делились на уезды, управляемые земскими комиссарами. Таким образом, региональная реформа разделила местные автономии на три кольца: провинции, провинции и округа.


Общая схема управления

После завершения реформ центрального и церковного правительства, а также городской реформы возникла большая структура административных органов, некоторые из которых дублировали функции друг друга, но в целом были более мобильными с точки зрения решения возникающих проблем. Вы можете получить схематическое изображение органов власти и управления в таблице сбоку.

Управление губерниями

По правилам, установленным провинциальной реформой Екатерины II, крупнейшими административными единицами управляли наместники, которые назначались и снимались с должности только непосредственно императором. Ближайшими их помощниками были члены провинциального правительства: прокурор и два центуриона.

также планировалось создание казначейских палат, структур, отвечающих за широкий круг вопросов, касающихся финансов и налогообложения. Помимо них, в каждой провинции должны были существовать общественные благотворительные заказы, которым были доверены государственные институты образования и здравоохранения. Контроль за соблюдением законности на всей территории юрисдикции осуществлялся прокурором, в его распоряжении были два юриста.

Структура уездной власти

Реформа, предпринятая императрицей Екатериной II, повлияла и на административную сторону жизни уездов, для управления которыми местные дворянские собрания должны были избрать земских полицейских, к которым были приставлены два советника. Кроме того, в каждом уезде создавались земские суды — коллегиальные органы управления.

Заседание Комиссии по развитию реформы

В их обязанности, помимо общего надзора за порядком в районе, входило наблюдение за деятельностью полиции. Им также было поручено принять меры по обеспечению выполнения решений вышестоящих властей. Провинциальная реформа 1775 г также предусматривала учреждение должности мэра во главе административной и полицейской власти уездных столиц.

Губернские учреждения Екатерины II и грамоты 1785

Провинциальные учреждения императрицы Екатерины стали эпохой в истории местного самоуправления в России.

Мы видели, что в управлении центральной Екатериной произошли определенные изменения в первые дни своего правления: она забрала свои полномочия у Сената, которыми она пользовалась при Елизавете. Сенат получил эти полномочия в наследство от кабинета Анны, но Екатерина не восстановила кабинет и не сохранила за собой совет из девяти членов, сформированный при Петре III.

Он ничего не ставил выше Сената в государственной администрации. Только в 1768 году, в связи с началом войны с турками, у него возникла идея организовать с ней совет по образцу Елизаветинской конференции. Этот совет существовал, но не имел определенной организации и не оказывал существенного влияния на руководство. На самом деле это ограничивало реформаторскую деятельность Екатерины по отношению к центральным учреждениям.

Но в 1775 г были опубликованы «Учреждения для управления провинциями». Вместо прежних 20 провинций, существовавших в 1766 году, согласно этим «провинциальным учреждениям», к 1795 году уже существовала 51 провинция. Раньше провинции делились на провинции, а провинции — на округа; теперь провинции делятся прямо на уезды. Раньше деление на области производилось случайно, поэтому выяснилось, что, например, в Московской области проживало 2 230 000 жителей, а в Архангельске — всего 438 000 человек, а при этом численность администрации была примерно одинаковой в обеих областях.

Теперь, при новом административном делении, было принято за правило, что в каждой провинции было от 300 до 400 тысяч жителей, а в уезде — от 20 до 30 тысяч.

Таким образом, основой нового деления стал статистический старт, при реализации которого было упущено из виду, что управлять теми же 300-400 тысячами душ гораздо сложнее, если они разбросаны по большим территориям. В связи с большей фрагментацией новых административных округов потребовалось больше административных центров; поэтому возникло много новых городов, созданных полностью искусственно.

После изменения региональных границ институт провинции также изменил структуру региональной администрации.

До 1775 г главным управляющим органом губерний, провинций и уездов был губернатор и воевода со своими офисами. Земский элемент, введенный в областную администрацию Петром Великим, остался только в городской власти и исчез из губернской администрации, из-за чего местная администрация стала бюрократической. Суд, отделившийся от администрации Петра, вскоре воссоединился с ней.

Таким образом, бюрократия и неразбериха отделов стали отличительными чертами местного самоуправления. При этом состав администрации был небольшим, а администрация слабой. Эта слабость ярко проявилась во время московского восстания 1771 года, которое произошло под влиянием чумы. Московские сенаторы (в Москве было два департамента Сената) и другие власти недоумевали по поводу первого движения народа. Даже 500 солдат не удалось собрать против мятежной толпы, убившей архиепископа Амвросия.

Главнокомандующий Москвы граф Салтыков горько жаловался Екатерине на недостаточность ее средств борьбы с толпой.

«Я один в городе и в Сенате, — писал он, — нет помощников, не хватает военного командования .. некому мне помочь».

Слабость администрации во время знаменитого Пугачевского восстания 1773–1774 годов была еще более заметной. Это восстание среди казаков на Урале было последней попыткой с их стороны бороться с государственным режимом.

Не страшно, само по себе казачье движение стало особенно опасным, потому что оно охватило крестьян всего Поволжья. Во время турецкой войны у правительства было мало войск, и администрация не могла ни вовремя сдержать крестьянские волнения, ни принять соответствующие меры для защиты не только общества, но и самих себя от всех несчастных случаев и опасностей.

В таких условиях Пугачев под именем Петра III занял огромные пространства от Оренбурга до Казани, и борьба с ним превратилась в упорную войну. Лишь после серии сражений Пугачев был схвачен и казнен в 1774 году. Его банды рассеялись, но волнение не утихло сразу, и Екатерина развила свои учреждения в провинции под свежим впечатлением чрезвычайного погрома.

Он стремился увеличить силу управления, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы.

В этом ее устремления напоминают устремления Петра Великого, но формы правления Екатерины были очень далеки от форм петровского времени, а их основы были немного похожи. Екатерининские учреждения, прежде всего, были намного сложнее петровских.

Екатерина II Законодатель в храме Богини Справедливости. Художник Д. Левицкий, 1783 г

В каждом провинциальном городе были созданы:

  1. Губернское правительство — главное провинциальное учреждение, возглавляемое губернатором. Он носил административный характер, был аудитором всей администрации и представлял власть правительства в провинции.
  2. Уголовная и гражданская секции являются высшими органами суда провинции.
  3. Казначейство — это орган финансового управления. Все эти учреждения имели коллегиальный характер (провинциальное правительство — только по форме, потому что вся власть принадлежала губернатору) и бюрократический персонал и несли ответственность за все блага провинции. Так в провинциальном городе были:
  4. Высший земский суд — судебное место для рассмотрения дворянских споров и для суда над дворянами.
  5. Провинциальный магистрат — судебное место для лиц, принадлежащих к городскому наследию, по жалобам и спорам против них.
  6. Высшая Резня — судебное место для единоличных придворных и государственных крестьян. Эти суды были коллегиальными по своему характеру и состояли из президентов — коронованных судей и олдерменов, — избранных из вотчины, в которой работало учреждение. Таким образом, с точки зрения деятельности и состава эти учреждения основывались на наследии, но действовали под руководством официальных лиц короны. Наконец, в провинциальном городе действовали:
  7. суд совести — для мирного разрешения споров и вынесения приговора больным правонарушителям и непреднамеренным преступлениям и 8) общественный порядок благотворительности — для организации школ, хосписов, приютов и т.д.

Чиновники короны председательствовали в обоих этих местах, заседали представители всех сословий, и люди из всех сословий находились под контролем. Так что, несмотря на то, что они не были первоклассными, эти учреждения даже не были бюрократическими.

В каждом уездном городе действовали:

  1. Нижний земский суд — ведавший уездной полицией и администрацией в составе полицейского (капитана милиции) и советников; и он, и другие были избраны дворянством округа. Начальник полиции считался главой района и являлся исполнительным органом областной администрации.
  2. Уездный суд — для дворян, подчиненный Высшему Земскому суду.
  3. Городской магистрат — судебная резиденция граждан, подчиненная провинциальному магистрату (городская полиция была возложена на чиновника короны — мэра).
  4. Низкое наказание: Государственный крестьянский суд, подчиненный высшему наказанию. Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и местами находились в собственности (лицам собственности, в ведении которых находились дела); только президент нижнего приговора назначается правительством.

Помимо перечисленных учреждений следует отметить еще два: для ухода за вдовами и детьми знати была создана Дворянская гвардия (в каждом дворе Верхнего земства), а для благотворительности вдов и сирот граждан — суд сирот (от каждого городского магистрата).

И в том, и в другом учреждении члены были представителями наследия. Дворянство возглавлял глава дворянства (они начали существовать со времен Екатерининской комиссии), а при дворе сирот — городской голова.

Это была система местных институтов Екатерины II.

Мы видим, что вместо довольно простых форм предыдущего времени теперь в каждой провинции широко распространена целая сеть учреждений с большим штатом, и эта большая администрация сосредоточена в более мелких административных округах. При обилии новых институтов отметим, что они стараются не отставать от моды XVIII века принципа разделения ведомств и полномочий: администрация в них отделена от суда, суд от финансового менеджмента.

Местные общества, основанные на родовом принципе, получили широкое участие в делах местного самоуправления: дворянство, граждане и даже люди низших классов заполнили большинство новых институтов своими представителями. Местная администрация приняла форму земского самоуправления, которое, однако, действовало в деликатной зависимости и под контролем нескольких государственных чиновников и бюрократических органов. Екатерина думала, что добилась своих целей: усилила состав управления, правильно распределила отделы между руководящими органами и дала широкое участие земству в новых учреждениях.

Местное самоуправление выходило очень планомерно и либерально. В какой-то степени он также столкнулся с абстрактными теориями Екатерины, потому что он отражал либеральные учения европейских публицистов, и пожелания государств, потому что он имел неоспоримую связь с пожеланиями депутата.

Самоуправление обсуждалось на комиссии 1767-1768 гг.

Однако, будучи очень систематизированными сами по себе, местные учреждения 1775 года не интегрировали в систему все государственное управление. Они не касались форм центрального правительства, но оказывали на него косвенное влияние.

Центр тяжести всей администрации был перенесен в регион, а в центре остались только ответственность руководства и общего надзора. Катерина знала об этом. Но изначально это ничего не касалось в центральной администрации, а тем временем изменения в ней были необходимы, потому что именно на петербургские вузы Петр возложил основную ношу управления.

Вскоре произошли изменения: из-за отсутствия работы школы-интернаты начали постепенно разрушать. За установлением гармоничной системы в местном самоуправлении последовал крах предыдущей системы в центральном правительстве. Он начал призывать к реформе и, пережив окончательное разочарование при императоре Павле, получил ее уже при императоре Александре I (когда были созданы министерства).

Это были основные меры Екатерины по отношению к менеджменту.

Новые институты, привлекая силы местных сообществ, вносили что-то новое в жизнь и отношения слоев. Легко видеть, что, за исключением двух институтов (суда совести и порядка общественной благотворительности), все остальные были органами класса. Самоуправление приобрело сугубо земельный характер: для горожан это было не в новинку, а для знати — огромная новинка.

Оцените статью
Блог о Екатерине II
Adblock
detector